Времена меняются, и сегодня драгоценности в качестве материала для предмета повседневной жизни — скорее признак дурного вкуса или даже курьеза. Вот такой вот маской для защиты от коронавируса этим летом обзавелся индийский бизнесмен — из чистого золота. Он увидел у кого-то серебряную и — превзошел. Даже если смотреть на это, как на символ победы, то золото в «Золотой Маске» — одно название. 

Главная театральная награда в нашей стране фарфоровая, что вообще никак не влияет на ее стоимость. Спортсмены, я знаю, продавали золотые медали, а вот о продажах «Золотой Маски» я никогда не слышал… «Маска» остается навсегда. Сейчас в Петербурге проходит программа фестиваля «Золотая Маска». В афише — спектакли, отмеченные Российской Национальной Премией. 

Открылся фестиваль «Антигоной» в постановке художественного руководителя Воронежского камерного театра Михаила Бычкова. Античная трагедия дочери царя Эдипа разворачивается у нас и в наши дни. Сюжету 2,5 тысячи лет — и он не раз и по-разному уже был пересказан. Скорее всего причина актуальности — в центральном ее конфликте — как поступать по законам государственным или человеческим? 

Знаете, социологи утверждают что людей объединяет не государственный строй или правовые нормы, а негласные правила, которые даже не обсуждаются. То, что мы все как будто и так знаем. Что детям — все лучшее, что женщину нельзя ударить даже цветком, что красть — плохо. Это знают даже те, кто ворует, просто они сначала объясняют себе, почему в их случае — это не так. «Духовные скрепы» — название так себе. 

Суть верна — их коррозия приводит к гибели государства. Не просто режиссера, но члена президентского совета по культуре, такой вопрос не может не беспокоить. Подробности у корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Павла Богданова.

В интерпретации режиссера Михаила Бычкова правитель Фив Креон затмевает собой все остальные образы на сцене. Именно он — главный персонаж постановки, а иногда кажется, что и вовсе единственный рефлексирующий герой. 

Ведь линия Антигоны — прямая как дорога с благими намерениями. Маленькая хрупкая девочка в исполнении Татьяны Бабенковой несгибаема в своем желании согласно обычаям похоронить брата, которого назвали предателем. И даже тысяча доводов для нее не повод изменить свое мнение.

Она могла бы сказать «да». Ведь у Креона — тысяча лиц. Он и государев человек, который не может думать о личном. Он и добрый родственник, который хочет спасти Антигону от неминуемой расправы. От угроз к уговорам он переходит в одну секунду. Прежние слова забыты. Но это не значит, что нельзя о них вспомнить, когда изменится политическая целесообразность. Камиль Тукаев, получивший «Золотую Маску», за исполнение роли Креона, говорит — эта работа далась нелегко. Креон ему абсолютно чужд. Чтобы не простить, но хотя бы понять, понадобился весь жизненный опыт.

Элегантный особняк с дорогой мебелью, коврами и плазменным телевизором, фотографии родственников на cтоле, одежда актеров: все это не оставляет сомнений-героев спектакля Михаил Бычков поместил в наше время. И пусть сам режиссер утверждает, что в его «Антигоне» нет прямого политического послания, слова Креона, который называет себя «гарантом» и «трудится, засучив рукава» невольно рождают смысловые параллели. Тем более, что и говорят герои на современном языке. Ведь в основе спектакля не древнегреческая трагедия Софокла, а пьеса Жана Ануя, написанная в 1944 году, в оккупированном немцами Париже.

Антигона покончила жизнь самоубийством, сын и жена Креона тоже решили покинуть этот мир. Но когда всерьез веришь, что ты и есть государство, личные трагедии не имеют значения, а вместо красок окружающего мира видишь только полутона. Получив власть, Креон будет держаться за нее до последнего, пока толпа безмолвствует.