«Утопия Cпасенная» — в «Манеже» открылась выставка всемирно известной художницы из Кореи Ли Бул. Экспозиция — масштабная, если обобщать одним словом. Пространственные инсталляции и архитектурные скульптуры передают широту взглядов автора — она мыслит глобально и предпочитает работать с крупными формами, внутри которых можно потеряться, а рядом с которыми — чувствуешь себя. 

Яркий пример — гигантский аэростат из инсталляции «Желание быть уязвимым» — дает представление о размахе не только манер, но и философии художницы, обобщающей все футуристичное и утопичное. Надо сказать, что впервые показанный на биеннале в Сиднее, этот дирижабль уже довольно давно летает по всему миру. Но на предыдущих выставках я не встретил ссылок на аппарат, придуманный Константином Циолковским. 

Тем не менее, с именем русского визионера и гения работу связали у нас в «Манеже», как и другие — с размышлениями русских авангардистов и конструктивистов. Такова универсальность утопии и образов ее отражающих. 

Долго вспоминал, мне уже попадалась похожая мысль. В спектакле Андрея Прикотенко по рассказам «Зощенко» тоже висел дирижабль, его строили герои, и было понятно, что никуда он не полетит, уязвимый, как все мечты, перед лицом реальности. 

Воспоминаниями о будущем с выставки корейской художницы делится корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина.

Ли Бул — один из главных ориентиров в современном искусстве Южной Кореи и Азии. Дважды участвовала в Венецианской биеннале. Ее персональные выставки прошли в крупнейших музеях и центрах современного искусства в Нью-Йорке, Токио, Сиднее, Лондоне и Берлине. 

Ее ранние перформансы вызывали возмущение и даже отвращение — вспомнить, например, украшенную блестками протухшую рыбу в нью-йоркском МоМо. А три года назад она приняла участие в создании «зеркальной» версии сумки Lady Dior. Путь, согласитесь, нетривиальный. 

И вот, наконец, впервые в России — ее персональная выставка. И нет, не ретроспектива! Представленную экспозицию Ли Бул создавала специально для петербургского «Манежа»…

Анна Кирикова,советник директора по международному сотрудничеству ЦВЗ «Манеж», инициатор и руководитель проекта «Утопия Спасенная»:
«Ли Бул как скульптор… Она работает с пространством, не дает отдельные произведения, а именно работает с превращением пространства в новую реальность».

В новой реальности — не выставочной, а настоящей — работать над экспозицией пришлось онлайн. В мастерской в Сеуле Ли Бул создала рукотворный макет «Манежа» в масштабе 1 к 50, и уже с его помощью продумывала расположение экспонатов. 

Открыть ставни на окнах выставочного зала и потолочные световые фонари — тоже ее идея. Вкупе со сверкающим дирижаблем, прозрачным воздушным шаром и привольно раскинувшимися шатрами на втором этаже «Манеж» получил, пожалуй, самую воздушную выставку последних лет, восприятие которой меняется в течение дня.

Павел Пригара,директор ЦВЗ «Манеж»:
«Когда Ли Бул два года назад смотрела площадку, окна были приоткрыты… Я рад, что мы предлагаем зрителю некую прозрачность «Манежа».

Оставив акционизм и перформансы, последние 15 лет Ли Бул занимается переосмыслением идей модернизма. На первой персональной выставке в России она вступает в диалог с русским авангардом. Ее блестящему дирижаблю вторят полотно Василия Купцова, модель Константина Циолковского и фотографии Якова Халипа. 

Но светлые утопические идеи русских авангардистов словно противоречат ее собственному личному опыту. Она, Ли Бул, родившаяся в Сеуле в 1964-м, — дитя «корейского экономического чуда», случившегося в условиях жесткой диктатуры и массовых репрессий.

Анна Кирикова, советник директора по международному сотрудничеству ЦВЗ «Манеж», инициатор и руководитель проекта «Утопия Спасенная»:
«Родители Ли Бул были ярыми диссидентами. Они меняли место жительство каждые несколько месяцев, спасаясь от преследований. Для нее утопия — место, которого нет… ей не хватало серьезной оболочки между ней и внешним миром».
Дарья Патрина,корреспондент:
«Специально для Манежа инсталляция Город Солнца 2 была уменьшена в два раза по сравнению с оригинальным размером. Среди зеркальных пластин можно гулять, главное — быть предельно осторожным. Хрупкая конструкция держится исключительно на пластиковых стаканчиках. Какая точная метафора для любой утопии!»

А ведь если посчитать, между работами последнего утописта русского авангарда — Ивана Леонидова, чьи работы тоже на выставке, — и детством Ли Бул чуть больше четверти века. Мгновение по меркам истории. Но в это мгновение вера в саму возможность справедливого общества была неожиданно исчерпана…

Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея:
«Наше преимущество как зрителей в том, что мы оказываемся в пространстве длиною в целый век… Что произошло с человеком? С миром? Как мы осознаем себя? Чем является для нас утопия?»

Последний и продолжающийся проект Ли Бул — «Желание быть уязвимым». Художница предлагает зрителям либо отдохнуть от самих себя в шатрах, похожих на покинутые передвижные цирки, либо, напротив, встретиться с самими собой в бесконечных кривых отражениях инсталляций. 

Ли Бул коллекционирует и спасает утопии. Конечно, не ради постов в инстаграме, которые будут облайканы — это проверено. Так ради чего? Она исследует одну из самых светлых и грустных страниц в истории человеческой мысли.