Сложно, наверное, придумывать награду за искусство — я имею ввиду тот самый наградной предмет — нужно найти образ, который бы воплотил саму идею искусства и триумфа в нем. С «Золотой маской» можно было поступить просто как с медалью, вручать серебряные и бронзовые. А здесь — маска лица в маске, сделанной в виде двуглавого орла, а во лбу как третий глаз — еще одна маска. Какая глубина смыслов!
По сравнению с ней богиня победы киношная «Ника» или «Золотой граммофон» выглядят как-то банально. Учредители национальной оперной премии «Онегин» выбрали во всяком случае понятный образ. Хотя, следуя очевидной логике, им бы следовало награждать за поэтический дар, нежели певческое мастерство. Но таков ход мысли у нас. За рубежом прежде всего известен именно оперный Онегин. Если учесть, что целью организаторов была популяризация русского оперного искусства, то выбор обоснован. И да — Онегин — тоже золотой.
В этом году статуэтки вручали в пятый раз, по традиции — в Михайловском театре. А накануне в Филармонии прошел разогревающий гала-концерт звезд русской оперы, также с уже традиционной драматургией — негласного противостояния Москвы и Петербурга. Поскольку на сцене друг друга сменяли солисты Мариинского и Большого театров, и кто победил в этом фейерверке партий — не известно, даже дирижер Михаил Татарников лишь устало заметил, переключаться со стиля на стиль — очень тяжело.
Тяжело исполнить, легко внимать. Среди зрителей сидели и номинанты премии, среди них — пока не слишком узнаваемый в лицо претендент на лучший дебют года Мирослав Молчанов из «Санкт-Петербург Опера», в спектакле «Эсмеральда» он исполнил роль Квазимодо. К дебютанту без горба и проклятья на челе присматривался корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Павел Богданов.
Он хотел быть медиком, химиком, поступил в электромеханический техникум, где проучился целых две недели, потом работал на стройке. Биография Мирослава Молчанова совсем нетипична для профессионального музыканта. И это при том, что музыка окружала Мирослава в его родном Белгороде с самого детства. Ведь папа играл на контрабасе, а мама — на виолончели.
Мирослав Молчанов, солист Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: «Я начал в 18, до этого я никогда не думал, что буду. Для меня это было даже немножко стремным… я был с детства в Филармонии, и меня это не очень интересовало. Но потом мы все становимся похожими на родителей, и я увидел, что мне это также нравится, как и им».
С тех пор в его жизни все как в голливудском кино. Стажировка в академии музыки Елены Образцовой под руководством Ильдара Абдразакова, выступления в Концертном зале Мариинского театра. И дебют на сцене «Санкт-Петербург Оперы», где Мирослав Молчанов уже успел исполнить несколько ведущих партий для баса. Одна из них в опере «Эсмеральда» и принесла ему номинацию на премию «Онегин».
Мирослав Молчанов, солист Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: «Когда я приехал сюда, я просто хотел попасть в этот театр очень. Просто прийти и послушать спектакль… А буквально через три года меня взяли сюда работать».
Новая жизнь и не только творческая. В августе 2019-го он поехал с Петербургской Консерваторией на гастроли в Литву. Обычная студенческая поездка, исполнение оперы «Иоланта». А в оркестре хрупкая девушка Валерия, которая играла на скрипке. Это была любовь с первого взгляда.
Мирослав Молчанов, солист Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: «Я искал то, что мне нужно. Я с ней поговорил и буквально через полчаса понял, что это будет моя жена. В январе я сделал ей предложение. У нас в ЗАКСе было три человека. Мы были в масках, перчатках и женщина вручила нам свидетельство о заключении брака. И все это произошло возле гардероба. Вот такие свадьбы в эпоху коронавируса».
В его жизни все необычно. Вот, казалось бы, какое увлечение может быть у музыканта? А Мирослав Молчанов — настоящий изобретатель. Для отца он придумал электровелосипед, собрал электросамокат для себя и велосипед-тандем для своей семьи. Так что вторая профессия на случай непредвиденных обстоятельств у него уже есть.
Мирослав Молчанов, солист Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: «Эта работа кажется более благодарной, чем музыка. Потому что я учил, точил, спел, мне не нравится. Второй раз спел, все равно кому-то не нравится. И это что-то неосязаемое. А строишь дом, смотришь в конце дня — стена готова и думаешь, «ой, какой я классный». Я могу это пощупать, увидеть, и есть какое-то удовольствие от увиденного, то, что время потратил не зря».
Но пока только музыка. Сейчас Мирослав Молчанов мечтает о партии Руслана в опере «Руслан и Людмила», а к наградам, которые у него уже есть и еще наверняка будут, относится философски.