Увидеть в новом свете классические произведения — такую задачу ставят перед собой не только музыканты или театральные режиссеры. По-новому располагая материал, помещая его в новый контекст, высекают новые смыслы художники. Один из самых ярких примеров как раз такого перфоманса в прошлом году проходил в «Манеже». 

Суть кураторского проекта ректора Академии художеств Семена Михайловского «Христос в темнице» как раз и заключался в том, чтобы поместить старинные скульптурные изображения одного иконографического сюжета в общую — современную историю. 

В итоге 33 деревянные скульптуры, созданные народными умельцами больше ста, а то и все 400 лет назад, оказались внутри инсталляций из решеток и светящихся нимбов, под присмотром волонтеров, фешн-цитирующих сакральные символы в деталях своей униформы, да еще и под звуки специально сочиненного техно барокко. По словам самого Михайловского, современный дизайн — простой и действенный путь погрузиться в действо, как он сам определял сюжет «Христоса в темнице». 

Проект завершился и участвовавшие в нем работы разъехались по разным музеям, а вот вспомнить сам сюжет — новый повод. В Музее истории религии заканчивается реставрация деревянной скульптуры Христа XV века, все тот же сюжет страдающего Спасителя, жаль, что она не успела принять участия в том общем выступлении. С другой стороны, может, дизайн уже сделал свое дело и мы готовы воспринимать старое искусство без посредников. 

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова побывала в мастерской реставраторов.

Галина Преображенская,художник-реставратор Государственного музея истории религии:
«Здесь было два слоя поздних записей. Они лежали по оригинальному красочному слою, характерному западноевропейской скульптуре периода средневековья. Красочный слой очень старый».

Галина Александровна Преображенская завершает последний этап реставрации скульптуры XV века «Христос страдающий». В течение нескольких лет она работала по своей авторской методике — укрепление разрушенной древесины с помощью поливинилового спирта. Аналога этому способу реставрации нигде в мире нет.

Галина Преображенская,художник-реставратор Государственного музея истории религии:
«Она отличается от всех других существующих методик, на протяжении XX века и по сей день, что она пропускает через себя влагу, как дерево. Когда дерево пропитано этой методикой, оно остается живым. Оно дышит. Оно может впускать влагу в себя, может отдавать эту влагу. Сама древесина была в очень тяжелом состоянии. Она разрушалась. Даже вот здесь вот под правой рукой было глубокое место, где гнилая древесина была. И ее в какое-то время закрыли грунтом цветным. Прежде всего надо было укреплять древесину. А к древесине мы уже подклеивали эти два слоя. Оригинальная краска и белила».

Когда-то памятник находился в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 30-е годы был передан в Центральный антирелигиозный музей в Москве. После Великой Отечественной войны он оказался в коллекции Музея истории религии.

В ходе реставрации специалистам удалось установить, «Христос страдающий» — образ достаточно известный и популярный в религиозном немецком и нидерландском искусстве. Возможно, это даже была корабельная скульптура. Такое предположение возникло из-за оставшихся на ней следов атмосферных воздействий.

Владимир Безродин,старший научный сотрудник Государственного музея истории религии:
«На основе образа Иова возникает в районе XIV века в Северной Европе образ Иисуса в Узах. Названий этого этнографического образа достаточно много. Иисус в Узах, Иисус в темнице… но суть одна — этот образ изображает страдания Иисуса Христа. Относится к страстному циклу. Мы не знаем условия бытования этой вещи, когда она находилась в культуре. Когда он попал в музей, то были созданы все условия. Он сохранился очень хорошо!»

Скульптуру «Христос страдающий» впервые представят на выставке широкому зрителю. Но из-за санитарных требований в период пандемии с ней можно будет остаться буквально один на один, как это и происходило в средние века. Для мистического созерцания и личной молитвы.