Эта неделя — триумфальная для театральной сцены Петербурга. Всех пальцев на обеих руках только-только хватает, чтобы сосчитать «Золотые Маски», присужденные лучшим из лучших за работы, созданные на городских площадках. Постановки, роли, оформление, драматургия, личный вклад в искусство — одно перечисление персональных побед в номинациях требует комментария.
Проще всего вспомнить некоторые спектакли, заслужившие особое внимание жюри. Начнем, с лучшего спектакля малой формы — это «Преступление и наказание», поставленный Богомоловым в «Приюте комедианта». Недоброе, в традициях резонансного режиссера, изложение Достоевского, где уже само решение ролей вызывает у зрителей ропот — юный Мармеладов, годящаяся ему в бабушки Соня, и вот такой вот — неравный брак Дуни с Лужиным. Не говоря уж об особой харизме Дмитрия Лысенкова в роли Раскольникова.
Лучшим «Экспериментом» сочли постановку театра «Пост» «Хорошо темперированные грамоты». Дмитрий Волкострелов действительно продолжает экспансию театра в области научных опытов, тех парадоксальных затей, которые придумывают лингвисты и психологи для демонстрации своих наблюдений. Зрители читают друг другу обрывки древнерусских записок и следят за тем, как раз от раза меняется их смысл.
Ну и, наконец, — «Сирано де Бержерак» в Александринке. Это вот он и есть — Иван Волков, получил маску за главную — заглавную роль в спектакле Николая Рощина. Торжество, мне кажется, справедливости, поскольку сам спектакль — резкий, неожиданный, беспокойный — не нашел у зрителя должного отклика. Его герой клочьями сдирает с себя сакраментальный нос, так и вся эта старая история здесь предстает написанной сегодня, здесь, в романтике и злобе наших дней.
Подробнее о роли и своем пути к ней Иван Волков рассказал корреспонденту телеканала «Санкт-Петербург» Дарье Патриной.
Он играет в Петербурге одну единственную роль — Сирано де Бержерака в постановке Николая Рощина. Два года им не доставалось «Золотых масок», но многие и так знали, что это — один из самых сильных ныне живущих спектаклей в Петербурге.
Часть спектакля действительно зафиксирована на пленку и разворачивается в кинематографическом измерении. А ради сценического действия Иван Волков каждый раз приезжает из Москвы и проходит к служебному входу Александринского театра мимо окон своей бывшей ленинградской квартиры.
В ленинградском детстве он вдыхал запахи закулисья в других театрах — в ТЮЗе и в БДТ, где работала мама — актриса Ольга Волкова. Но нынешняя связь с Александринским оказалась совсем не мистической. Она оказалась логичной. И каждый раз в фойе Иван Волков сталкивается с портретами, которые может считать «фамильными».
В 1993-м Иван переехал в Москву, актерское образование получил в ГИТИСе, в одной группе с Николаем Рощиным, теперь главным режиссером Александринки. Окончив ГИТИС, они создали «А.Р.Т.О.» Тогда же в Москве их заметил Валерий Фокин. Но до Александринского было еще далеко.
Звуковое и музыкальное оформление многих нынешних спектаклей Александринского — работа Волкова. Возможно, он так бы и оставался для петербургских зрителей бойцом невидимого фронта, но наступил момент, когда Волков понадобился Рощину как актер. И даже больше — как исполнитель главной роли.
Его исполнение Сирано называют «явлением». Необходимо увидеть, если вы интересуетесь современным театром. Иван уверяет, что не похож на своего героя. Но после разговора с ним в этом сложно не усомниться.