Неспешными шагами в этом году движется фестиваль «Дягилев Постскриптум». Недавно мы увидели программу MODANSE народной артистки России Светланы Захаровой в Александринском театре, помахали платочками вслед улетевшим в следующее лето невиданным птицам из «Лебединого озера» Анжелена Прельжокажа.
Но события, посвященные великому русскому импресарио, продолжаются. Так или иначе — прямо или косвенно. Всегда остается история. Напрямую с его именем связаны балеты, первые и легендарные версии которых были показаны в дягилевской антрепризе, и которые продолжали жить жизнь в новом видении.
В палитре его дарований самыми яркими были черты, составляющие его талант импресарио, умению Сергея Павловича собирать вокруг себя выдающихся артистов. Но современников поражала способность увлекать своими идеями не только творческих людей, но и финансистов, дипломатов, превращать поклонников из любых — вплоть до членов царской семьи кругов — в верных соратников. И так же их поражала легкость, с которой он расставался с прежними соратниками ради новых побед.
Хоровод знаменитых исторических лиц окружает демоническую фигуру импресарио — В Шереметевском дворце на выставке «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». Все круги — их 12 — прошла корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова.
Авторы либретто балетов, хореографы, танцовщики, композиторы, театральные художники, меценаты — портреты всех тех, кого великий русский импрессарио притянул в свою жизнь, и тех, кого он отверг. Все они в его круге, «В круге Дягилевом». Пересечение судеб в 12 разделах выставки. Каждый, как отдельный период творческой жизни.
Наталья Метелица,директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. Постскриптум»: «Я вдохновлялась последние годы самим Сергеем Павловичем Дягилевым. Опять он собрал их всех, «дягилевых» в этом городе. Вот настоящее место силы. Это фактически наш месседж от нашего старшего поколения музейщиков молодым людям. Посмотрите, кто вы, где вы, откуда вы».
Все начинается в Петербурге: журнал «Мир искусства», Русские сезоны, «Русский балет Дягилева». Секрет успеха — в постоянном обновлении. Благодаря ему на лучших театральных сценах мира блистали солисты Императорских театров — Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин. А вот Анна Павлова — символ «Русского балета» — в образе «Сильфиды» на знаменитой «голубой» афише Валентина Серова.
Постановки оформляли известные русские и зарубежные художники: здесь на выставке автопортреты Александра Головина, оформившего оперу «Борис Годунов» для Русских сезонов, в которой солировал Федор Шаляпин, Анри Матисса, впервые выступившего как театральный художник балета «Песнь соловья». А этот портрет Жана КоктО, создававшего для антрепризы Дягилева афиши, приехал из Музея изящных искусств в Руане.
Матильда Кшесинская, Всеволод Мейерхольд, Наталья Гончарова, Игорь Стравинский — 135 портретов — многие из них демонстрируются в России впервые. Дягилев легко тасовал людей, расставался расчетливо — как только они, как ему казалось, переставали чувствовать время. Расставался профессионально, но дружить умел по-настоящему.
Наталья Метелица, директор Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, художественный руководитель фестиваля «Дягилев. Постскриптум»: «Он был человеком, для которого дело было прежде всего. Все остальное, что мешало делу, он от себя освобождал. Но никогда не бросал этих людей. Вот два человека прошли с ним всю жизнь — Нувель и Стравинский. Два человека, в которых он никогда не разочаровался, которые ему никогда не мешали, а, наоборот он черпал все новые источники вдохновения. Если кто-то обращался со своими проблемами, родственников, то он тратил деньги, средства, возможности, купить лекарства, найти лучших докторов, а уже он не виделся с этим человеком 15-20 лет».
Он помогал и ему помогали. На выставке представлен портрет Герцогини Эдмон де Полиньяк — покровительницы искусств. Она поддерживала Дягилева все годы существования его антрепризы во Франции. А Коко Шанель финансировала создание новой версии балета «Весна священная». Он тратил миллионы и миллионы на своих артистов и практически ничего на себя. Называл своим багажом 2 костюма, пиджак для приемов, зимнее пальто, изъеденное молью. И даже здесь на выставке среди сотен работ — всего один портрет Дягилева из коллекции Шанель кисти художника Джорджа-Мишеля.
Александра Штаркман, директор фонда развития Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства: «У нас в основе жизнь человека. Жизнь Сергея Павловича Дягилева. Оформление выставки такое бледно-голубое, серовато-голубое. Это цвет воды. Это одновременно метафора реки жизни, мы движемся по этим кругам жизни Сергея Павловича, а с другой стороны, вода тоже его в жизни сопровождала. Он приехал в город на Неве, был на Сене триумф, закончил свою жизнь на воде в Венеции».
Еще в юности цыганка нагадала ему «смерть на воде», и он всю жизнь относился к ней с опаской. Завершающий круг выставки — Венеция. Черная гондола, струящаяся вода залива и плывущие белые буквы на черном фоне — цитаты великих о великом.
Александр Бенуа называл Сергея Дягилева стихийным человеком, соединившим в себе все чары и всю непогасшую мощь русской культуры. Он был загадкой для своих современников, остается загадкой и для следующих поколений.