В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елизавета Ренне, заведующая сектором живописи и скульптуры отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Николай Растворцев,ведущий:
В прямом эфире совместный проект телеканала «Санкт-Петербург» и Государственного Эрмитажа Эрмитаж. Говорим и показываем.
Дарина Шарова,ведущая:
С 19 мая в Николаевском зале Зимнего дворца представлена выставка «Вигилиус Эриксен — портретист императрицы», посвящённая 300-летию со дня рождения выдающегося датского художника.
Николай Растворцев,ведущий:
Мы знаем, что он занимает особое место в обширном списке портретистов, работавших при дворе Екатерины II. Без портретов его работы не обходится ни одна биография императрицы. В чём особенность его мастерства, что его выделяет из числа других портретистов?
Елизавета Ренне,заведующая сектором живописи и скульптуры отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:
Я думаю, что это художник и человек, который оказался в нужное время в нужном месте. У него в этот момент, пожалуй, не было соперников при дворе. Более того он мог с Екатериной II разговаривать по-немецки. Екатерина обратила на него внимание ещё когда была Великой княгиней. Это мы точно знаем, потому что есть два эскиза, на которых она изображена Великой княгиней Екатериной Алексеевной. Это понятно по тому, что у неё орден Святой Екатерины, который был единственным у императрицы до переворота.
Дарина Шарова,ведущая:
Эриксен был назначен придворным портретистом, и ему поручались самые ответственные задания можно сказать и заказы двора. Значит ли это, что на выставке мы сможем увидеть его работы, но выставка рассказывает не только о самом художнике, но и о ранней эпохе правления?
Елизавета Ренне,заведующая сектором живописи и скульптуры отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:
Совершенно верно. Как раз эпохе Екатерины, блестящей эпохе начала её деятельности как императрицы и посвящена эта выставка. И, мне кажется, она вообще такая многослойная. Любой посетитель найдёт там для себя что-то интересное. Кому-то просто понравится картинка, он её отсканирует. Действительно выставка получилась очень красивая благодаря ещё нашему главному дизайнеру Виталию Королёву. Выбран очень хороший цвет стен, на котором прекрасно выглядят замечательные большие портреты Алексея и Григория Орловых. И вообще всё это пространство Николаевского зала и  Зимний дворец очень подходят этому художнику. Потому что собственно говоря как придворный он писал для вот этих стен. Его картины находились в императорском собрании. Многие из них остались в Эрмитаже как в музее — приемнике императорского собрания.
Дарина Шарова,ведущая:
Расскажите о разделе, который представляет на экспозиции особый интерес. Раздел, посвящённый карусели. Это состязание в искусстве верховой езды с участием богато убранных повозок. Тогда это была популярно. Расскажите о роли Эриксена в сохранения памяти о том легендарном в общем-то событии.  
Елизавета Ренне,заведующая сектором живописи и скульптуры отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:
Да, это историческое событие было не менее значимое, наверное, смешно так говорить, конечно, чем переворот. Эриксен написал одну из самых главных вообще картин своей жизни и, наверное, в жизни может быть Екатерины II. Это картина верхом во время переворота. Картина вошла в историю и можно сказать, что Екатерина въехала на царство на этой белой лошади в яблоках. Знаменитый конь по кличке Бриллиант. В Эрмитаже во времена Екатерины II эта картина висела вместе с двумя огромными полотнами, изображающими портреты Григория и Алексея Орлова в маскарадных костюмах во время карусели 1766 года. Это было событие. Такие карусели устраивались, начиная с XVI века при европейских дворах. Они заменили кровавые турниры на вот такие состязания. Состязания не только в ловкости и умении попадать в цель, срубать головы мавров из папье-маше или поражать какие-то другие фантастические фигуры, сделанные из дерева или вот опять-таки папье-маше. Но ещё и состязания в роскошных костюмах. Отсюда собственно говоря пошли карусели, которые мы знаем сейчас, скачущие фигурки и круг. Одной из таких самых знаменитых каруселей был праздник, устроенный Людовиком XIV в 1662 году. Его сыну исполнялся год, и карусель была приурочена к этому празднику. Этот замечательный праздник был весь произведен в гравюрах и подробнейшим образом описан Шарлем Перро — замечательным сказочником. Он записывал детально, как были одеты персонажи и участники этой карусели, какого цвета были перья, какие драгоценные камни украшали их костюмы. И все последующие организаторы подобных состязаний, конечно, обращались к этому примеру и ориентировались на него. Нужно сказать, что Екатерина II развернулась со свойственной ей широтой. Такие карусели бывали ещё При Елизавете Петровне, и она, возможно, застала даже такую карусель в 1744 году. Но таких масштабов, конечно, не было.