В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ирина Исаева, руководитель проекта «Трогательный космос».

Николай Растворцев,ведущий:
До конца июня в Петербурге и Ленинградской области проходит проект «Трогательный космос». Его главная цель — это популяризация астрономии для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дарина Шарова,ведущая:
А на моей руке перчатка легендарного космонавта Сергея Крикалёва. Насколько мы понимаем, у нас в студии достаточно много атрибутики, которую можно было бы потрогать?
Ирина Исаева, руководитель проекта «Трогательный космос»:
Атрибутика, которую мы точно даём деткам. Они, наверное, не дойдут до музея. Но если даже они дойдут до музея, им не дадут померить перчатку космонавта. А для, например, слабовидящих деток это очень важно — почувствовать и примерить, дотронуться до это самого космоса.
Николай Растворцев,ведущий:
Таким образом вы его и приближаете?
Ирина Исаева, руководитель проекта «Трогательный космос»:
Мы приближаем и даём в игровой форме какие-то интересные знания. Например, вы думаете это просто модели ракеты? Мы таким образом рассказываем. Смотрите, вот такой размер человечка, просто мы с вами больше. И вот в этом соотношений в таком масштабе существует ракета. Эта ракета вся разбирается, и детки могут отделить первые ступени и сами собрать. А потом может отделиться и вторая ступень, и что-то у нас полетит. Полетит в космос, например, космический корабль, в котором сидят люди. Мы не называем таких детей инвалидами, мы называем этих деток особенными, потому что просто в силу жизненных обстоятельств они оказались в такой ситуации, когда они не могут пойти в музей и узнать что-то новое. Или на уроке узнать что-то новое.
Николай Растворцев,ведущий:
Тактильные, визуальные и аудио восприятия — три кита, на которых держится ваш проект. Скажите, каковы особенности каждого из типа восприятия, и что больше нравится ребятам?
Ирина Исаева, руководитель проекта «Трогательный космос»:
Всё по-разному. Детям, которые могут видеть, но просто, например, в инвалидных колясках с ДЦП или какими-то ментальными особенностями, но они могут видеть, мы даём увидеть Марс своими глазами в VR очках. Они могут увидеть стартующую ракету, поиграться с планетами.
Дарина Шарова,ведущая:
А вот это Солнечная система и планеты?
Ирина Исаева, руководитель проекта «Трогательный космос»:
Да, более того мы можем показать, что они не падают. Здесь магниты, и планета становится сразу на своё место в любом случае. Мы позволяем детям найти это местоположение, учим узнавать по внешнему виду, рассказываем про размеры планет, какие из них холодные и какие горячие. Мы их учим, чтобы они в игровой форме запоминали порядок планет. На самом деле это знания. А с другой стороны, это впечатления и эмоции. Нам кажется, что это самое главное, что может дать «Трогательный космос».
Николай Растворцев,ведущий:
Когда-то астрономию в школах изучали, сейчас как-то это ушло на второй план. Где-то это зависит от педагога, который может дополнительно рассказать. Стоит ввести не только для таких детишек подобные проекты, но и как-то в школьную программу внедрять?
Ирина Исаева, руководитель проекта «Трогательный космос»:
Астрономия, конечно же, нужна в школах, в этом мы в этом убеждены, это наша позиция. Мы считаем, что наш «Трогательный космос», конечно, благодаря президентскому гранту работает с особенными детками. Но мы уже поняли, что вот даже в такой игровой форме это востребовано для самых обычных детей. Потому что на самом деле астрономия и космос позволяют мечтать. Они позволяют быть людьми, которые хотят жить на нашей планете. Каждый раз когда выступаем, мы говорим: Ребята, запомните наш адрес. Третья планета Солнечной системы. А дальше Россия, Санкт-Петербург и всё остальное.
Николай Растворцев,ведущий:
А космонавты принимают участие во встречах?
Ирина Исаева, руководитель проекта «Трогательный космос»:
Очень заинтересовался космонавт Александр Иванович Лазуткин, который сам ведёт большую образовательную работу с детьми. Когда мы ему рассказали, он сказал, ребята, я честное слово хочу узнать, как можно рассказать о космосе слабовидящим детям. Я не понимаю. Я — космонавт не понимаю, как это можно. Мы договорились, что закончим в конце июня нашу работу по гранту и встретимся, расскажем о всех наших разработках. Мы покажем всё, что создали для этого, поделимся нашим опытом. Дети задают интересные вопросы, ставят в тупик. Это настоящий метеорит Царёв, который упал на поверхность нашей страны, очень давно его нашли. И на самом деле это каменный метеорит, он подобен Челябинскому, не Тунгусский всё-таки. Его можно поддержать и загадать желание. Мы даём возможность детям загадать свою мечту о здоровье или о каких-то близких. Мечты должны исполняться.
Дарина Шарова,ведущая:
Могут ли учреждения и организации к вам обращаться?  
Ирина Исаева, руководитель проекта «Трогательный космос»:
Мы и рассчитана на работу с учреждениями. К нам обращается Центр социальной реабилитации, мы объездили практически весь город. Мы работаем даже по Ленинградской области, но Санкт-Петербург для нас сейчас в приоритете. К нам обращаются родители, которые объединяются и оставляют заявку на сайте, просят нас приехать куда-то к ним и провести занятие. У нас сегодня в библиотечном центре «Современник» состоится такая встреча. Инициаторами были родители, подростки, слабовидящие. Мы для них будем проводить сегодня «Трогательный космос».