Андрей Смирнов,ведущий:
В этом году исполняется 110 лет с момента основания Российского института истории искусств, который с 1912 года находится в этом знаменитом Особняке графа Платона Зубова, внучатого племянника и тёзки небезызвестного фаворита императрицы Екатерины II. Основателем же института является сын Платона Зубова — граф Валентин Платонович Зубов. «Зубовский» институт — старейший искусствоведческий центр в России по изучению истории мирового искусства и культурного наследия. И именно здесь находится обширнейшее уникальное книгохранилище по истории мировой культуры.
Александр Теплов,и. о. заведующего Научной библиотекой РИИИ:
Валентин Платонович Зубов создал эту библиотеку для того, чтобы поддержать научную базу института, которой у нас на то время не существовало .
Андрей Смирнов,ведущий:
Его личная библиотека легла в основу?
Александр Теплов,и. о. заведующего Научной библиотекой РИИИ:
Да, его книги тоже, естественно, здесь есть. Но он специально для основания библиотеки покупал очень много книг и журналов. Около 220000 единиц хранения. Большая часть из них — книги на русском языке, часть книг на иностранном языке, очень много нотных изданий, в том числе и уникальных. Это вот подарочное издание Гёте «Фауста». У нас в Институте учились и работали известные футуристы, деятели культуры серебряного века — вот Давид Бурлюк в частности. Его книга, которая сейчас тоже является очень редкой. Ну и вот один из старых справочников Успенского, посвящённый дворцам, потому что здесь преподавалась история архитектуры изначально, и вот эта архитектура дворцов, конечно, была одним из профилирующих направлений. Поэтому этот справочник здесь у нас хранится. Это вот книга Константина Романова «Царь Иудейский» драма. Тоже в подарочном издании.
Андрей Смирнов,ведущий:
Это его собственное сочинение?
Александр Теплов,и. о. заведующего Научной библиотекой РИИИ:
Да, да. Это его собственное сочинение.
Андрей Смирнов,ведущий:
Зубовский Особняк, он сам по себе уникален. Что в этом помещении, где теперь хранится ваша коллекция, было при Зубовых?
Галина Копытова,заведующая Кабинетом рукописей РИИИ:
При Зубовых здесь хранились меха и драгоценности. А теперь духовные ценности. Основу нашего собрания составили экспонаты Музея придворного оркестра, Музея Глинки при Консерватории, Музея Рубинштейна при Консерватории.
Андрей Смирнов,ведущий:
Мы с вами стоим напротив другой, наверно, летописи истории нашей страны, которая связана с супругой императора Александра I – императрицей Елизаветой Алексеевной.
Галина Копытова,заведующая Кабинетом рукописей РИИИ:
Это её личная нотная библиотека. Например, сборник «Пять песен на стихи немецких поэтов». Составил этот сборник, это автограф, Карл Мария Вебер. И как видите, помечено её штампом.
Андрей Смирнов,ведущий:
Я знаю то, что в фондах вашего Кабинета рукописей есть и автографы великих композиторов.
Галина Копытова,заведующая Кабинетом рукописей РИИИ:
Вот Моцарт «Рондо» из концерта для валторны с оркестром. 2 автографа Россини — 1834 год. Это три марша для духового оркестра, посвящённые императору Николаю I. Это всё рука Россини. Подлинная и подтверждённая. Первоначальный план оперы «Руслан и Людмила». Ещё оперы не было, а вот идут наброски тем рукой Глинки.
Андрей Смирнов,ведущий:
Сложно назвать всё это здание просто научно-исследовательским институтом. Это какой-то Дворец-музей что ли.
Марина Юрьева,врио директора Российского института истории искусств:
Действительно, граф Зубов, создавая в своём доме Российский институт истории искусств, планировал создать здесь, с одной стороны, научный центр, который будет изучать искусство, с другой стороны, он хотел, чтобы его дом выглядел Дворцом-музеем, который только что покинули его хозяева, и готовы вернуться снова. И также он хотел, чтобы это место было уникальным — уникальной территорией, где соединяются наука и искусство. Где царит волшебная атмосфера, которую мы стараемся поддерживать, сохранять и дарить нашим петербуржцам.
Андрей Смирнов,ведущий:
30 лет назад Российский институт истории искусств вернул своё историческое имя. Это по-прежнему важный культурный центр Санкт-Петербурга и сосредоточие научной мысли об искусствознании. Здесь когда-то выступали Блок и Есенин, Мейерхольд и Маяковский, а в аудиториях преподавали Гумилёв, Тынянов, Шкловский, Жирмунский и многие другие. Когда-то в этих стенах зарождались новые научные школы, которые сегодня по праву считаются классическими.