В гостях у программы «Утро в Петербурге» Игорь Лебедев, куратор выставки.

Дарина Шарова,ведущая:
Согласно одному исследованию, в минувшем году Санкт-Петербург вошёл в тройку самых фотогеничных городов мира.
Николай Растворцев,ведущий:
Сейчас во времена гаджетов камера всё может настроить сама. А если мы перенесёмся на 50-60-70 лет назад, когда мастерство фотографа зависело только от него, ..
Дарина Шарова,ведущая:
…, то будет гораздо сложнее. Машину времени ещё никто, к счастью или к сожалению, не изобрёл. А вот познакомиться с классикой ленинградской фотографии Ильи Наровлянского у нас есть возможность уже сегодня.
Николай Растворцев,ведущий:
Первый вопрос рождается из названия выставки «Романтика Петербурга 40-80-х годов». Почему же Петербурга?
Игорь Лебедев,куратор выставки:
Могу сказать, что фотография и является машиной времени, через которую мы можем попасть в то время и узнать, почему именно так. Петербург, потому что Илья Наровлянский всегда говорил, что он снимает в то время в Ленинграде только Петербург. Все его красоты, то, что было сохранено и то, что вечно. На его фотографиях самые известные памятники и места, но предстают они в авторском взгляде.
Николай Растворцев,ведущий:
В каких деталях кроется авторский взгляд и почерк Ильи Наровлянского?
Игорь Лебедев,куратор выставки:
Я долго над этим размышлял, смотрел на фотографии. В конечном итоге понял, что самое важное – это когда фотограф бесконечно возвращается на одно место в поисках именно какого-то нового состояния, вида. Он его дожидается, и это становится именно авторским взглядом и почерком. Потому что таким образом он рассматривает через оптику практически весь город.
Дарина Шарова,ведущая:
Какие пейзажи, какие может быть архитектурные решения больше всего привлекали фотографа?
Игорь Лебедев,куратор выставки:
С моей точки зрения куратора, Илье Наровлянскому характерно то, что он стал одним из инициаторов таких классических петербургских видов. Современные фотографы этого не знают и не понимают. На самом деле он снимал прежде всего для открыток. Это было одно из направлений его творчества, как профессионального фотографа. Он всё время искал эти виды, которые потом воспроизводились в открытках. Мы сейчас понимаем, что то, что он выбрал, бесконечно тиражируется. Он сделал ряд буквально иконографических видов Петербурга, которые интересно сейчас смотреть как на начало, отправную точку. Белая ночь, разведённые мосты и вид на Петропавловскую крепость – открытка, которая была растиражирована в тысячах экземпляров и являлась символом нашего города.
Николай Растворцев,ведущий:
На экспозиции больше 90 фотографий. По какому принципу выбирали те или иные кадры, чтобы создать её?
Дарина Шарова,ведущая:
Отбирать, наверное, было очень сложно?
Игорь Лебедев,куратор выставки:
Да, очень. И в конце концов стало 117 фотографий. Это одна из редких выставок, когда показывается практически полный объём доступных на сегодня авторских изображений. Вчера на открытии выставки я говорил о том, что не сложно выбрать, выбрать то как раз было легко. А вот найти всё это было очень сложно. Потому что было представлено два архива и три коллекции. Я до сих пор жалею, что ещё одну коллекцию я так и не освоил. Она находится в Москве. Так бы это была полная иконография.
Дарина Шарова,ведущая:
Что, на ваш взгляд, сегодняшние фотографы – наши с вами современники могли бы позаимствовать у Ильи Наровлянского?
Игорь Лебедев,куратор выставки:
Сейчас это иллюстративная фотография, а в тот момент, когда мы приходим, понимаем, что романтика связана с атмосферой времени, места, белых ночей, закатного солнца. Всё это присутствует на фотографиях Наровлянского, выставка очень хорошо смотрится, и я рекомендую всем её посетить, потому что она прекрасна.
Николай Растворцев,ведущий:
То есть сегодня сделать такие фотографии точно нельзя?
Игорь Лебедев,куратор выставки:
Абсолютно нет.
Николай Растворцев,ведущий:
Тогда это действительно машина времени, чтобы перенестись в Петербург-Ленинград 40-80-х годов прошлого столетия.