Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
Михайловский замок — таинственное и мистическое место на карте Петербурга. Сегодня развенчаем самые самые популярные заблуждения о самой необычной императорской резиденции.

Мистическую — дурную славу замок обрёл после смерти хозяина, прожившего здесь немногим больше месяца. Нередко вспоминают о том, что гибель — была предсказана заранее, весьма часто в художественной литературе и в рассказах экскурсоводов звучит версия о том, что Ксения Петербургская предрекла императору прожить ровно столько лет, сколько букв содержит надпись на фронтоне главного фасада — «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней».

ВЛАДИМИР ПУЧКОВ,заведующий сектором изучения истории Михайловского замка Государственного Русского музея:

В литературе российской впервые упоминание об этом появляется только в 1873 году, и в заметке, опубликованной в «Русской старине» под названием «Таинственное число». И там впервые говорится, что оказывается число букв в надписи соответствует числу лет, прожитых императором Павлом I, о чём раньше не догадывались и не переставляли этого.

И ни в одном, даже самом подробном Житии Ксении Петербургской, не удалось выявить эпизод, который был бы связан с этим предсказанием.

Мария Новикова-Охонская,корреспондент:
Один из самых распространённых мифов связан с защитной функцией замка, якобы такая форма императорской резиденции, подъёмные мосты, бастионы, орудия по периметру свидетельствуют о том что Павел I из-за страха за свою жизнь построил цитадель вместо дворца.
ВЛАДИМИР ПУЧКОВ,заведующий сектором изучения истории Михайловского замка Государственного Русского музея:
На самом деле это абсолютно не правильно, потому что Павел I задумал и строил это здание как светское. По первоначальному проекту, который подготовил наш выдающийся зодчий Василий Иванович Баженов, здание строилось в духе высокого классицизма. Проект был изменён, когда во главу строительства встал итальянский зодчий Винченцо Бренна. И когда мы стали думать, с чем же связаны такие изменения в первоначальном проекте, то ответ оказался на поверхности — потому что в 98-м году Павел I стал Гроссмейстером древнего рыцарского ордена Святого Иоанна Иерусалимского — Мальтийского, и все эти бастионы, рвы и подъёмные мосты, они явились знаковым воплощением того, что постройка теперь является не только императорской резиденцией, но и местом пребывания главы рыцарской организации.

Есть поверье, что Михайловский замок до сих пор хранит не только тайны прошлого, но и несметные богатства. Императорские драгоценности, сокровища мальтийского ордена и даже священный грааль.

ВЛАДИМИР ПУЧКОВ,заведующий сектором изучения истории Михайловского замка Государственного Русского музея:
Тут достаточно много прошло реставрационных работ, много помещений отреставрировано, уже процентов 80 наверное, если не больше, и всегда при таких работах ведут тщательные натурные исследования и стен, и перекрытий и подполий, но ничего подобного найти не удалось.

Впрочем, тот факт, что клады пока не обнаружены, еще не значит, что в этих двухсотлетних стенах не замуровано нечто весьма ценное. При Павле интерьеры залов поражали своим богатым убранством, после его убийства почти всё, что можно было демонтировать распродали или вывезли в другие дворцы, так что то, чем любуются сегодня посетители Русского музей — шедевры современного реставрационного искусства, но не оригинальные работы мастеров рубежа XVIII и XIX веков. Однако , никакие исторические перипетии и смены владельцев, не смогли отнять у замка — его основу, в которой кирпичи из натуральный яшмы с декором из сусального золота, они были лично уложены императором и его супругой при закладке резиденции, и по сей день, полудрагоценные самоцветы — часть фундамента Михайловского замка.