В гостях у программы «Утро в Петербурге» Галина Миролюбова, куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения и Юлия Шаровская, куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры.
Тимофей Зудин,ведущий: Эрмитаж. Говорим и показываем. Тема сегодняшнего выпуска – искусство русского офорта второй половины XIX — начала XX века. Именно так называется новая уникальная экспозиция Государственного Эрмитажа. Замечательный мастер офорта Валентин Серов справедливо признавал это искусство как нечто схожее с гравюрой, но в тысячу раз живописнее, художественнее.
Ксения Бобрикова,ведущая: Офорт – особый вид гравировального искусства. В чём его особенность? Почему он так любим во всём мире?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры: Офортом называют особую технику гравировального искусства, которая исполнялась специальной иглой по грунту, предварительно нанесённому на металлическую доску, до проявления металла. После этого опускалась в специальную ванночку для воздействия кислотой для проявления углублённого изображения. Потом доска вынималась из ванночки, тщательно приводилась в порядок, промывалась и наносилась краска.
Тимофей Зудин,ведущий: А в чём отличие от гравюры?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры: Художник рисовал по грунту офортной иглой. Это было сделать проще и легче, чем резцом рисовать по самой медной доске. То есть гораздо более лёгкая воздушная техника.
Тимофей Зудин,ведущий: Левитан говорил про офорт, какая прелесть, это выше живописи. А ведь это чёрно-белые картины, монохромная техника.
Галина Миролюбова,куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения: В основе действительно монохромная техника, она работает на контрасте чёрного и белого. Но тем не менее художники – офортисты со временем добивались большей художественной выразительности и ценности своего произведения. Они выработали несколько сопутствующих манер этой техники. Признанной манерой, к которой часто обращались мастера, считается акватинта, которая давала возможность придать изображению такую лёгкость и едва заметную красочность, как будто это работа свободной акварелью. То есть уже прибавлялся элемент живописности. Ещё есть карандашная манера. Она давала возможность придать рисунку оттенок, как будто мастер работал мягким и несколько расплывчатым итальянским карандашом. Техника лавис создавала впечатление работы кистью и тушью. Офорт – техника многогранная и действительно в результате живописная. Левитан не много работал в технике офорта, но он сразу же как художник-живописец оценил её.
Ксения Бобрикова,ведущая: На выставке представлено более 200 работ. Почему расцвет именно русского офорта пришёлся на середину XIX- начало XX века, хотя в Европе техника появилась ещё в XVI веке?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры: У нас долгое время офорт выполнял роль дополнения к резцовой гравюре, когда нужно было её чем-то украсить и немножко оживить. В 20-е годы XIX века заинтересовались техникой офорта благодаря её воздушности, лёгкости. Начинающие гравёры пробовали себя в офорте и находили возможность продолжать в нём работать, потому что эта техника привлекала большими возможностями.
Тимофей Зудин,ведущий: А такие художники, как Шишкин, Репин, Серов, чьи работы тоже представлены на экспозиции, как-то по-новому раскрылись в этой технике?
Галина Миролюбова,куратор выставки, ведущий сотрудник Отдела истории русской культуры, кандидат искусствоведения: Конечно. У всех маломальски значимых художников, а тем более у таких великих, много времени уделяется рисунку, который долго выполнял подсобную работу в виде эскизного наброска. К середине XIX века оригинальный рисунок выходит на первый план, приобретает самостоятельное ценное звучание. Офорт следует оригинальному рисунку и даёт новые возможности, отличающие его от оригинала. Поэтому мастера-живописцы брали в руки офортную иглу, оставив нам замечательные образцы этого искусства. Они уже умели работать не только на основе линейной штриховки, но использовали и новые манеры, добавляющие живописности. Придавали своим офортным работам такое особое, тональное, элитарное звучание.
Тимофей Зудин,ведущий: На выставке представлены и инструменты техники офорта, и даже станок?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры: Благодаря нашему другу Олегу Юрьевичу Яхнину на нашей выставке появились эти экспонаты – инструменты из его коллекции, которыми он сам пользуется, а также его офортные доски.
Тимофей Зудин,ведущий: Сколько времени занимает работа над офортом?
Юлия Шаровская,куратор выставки, заведующая сектором изобразительного искусства Отдела истории русской культуры: Нужно подготовить доску, накатать на неё грунт, прокоптить его, потом сесть за световой столик и спокойно сделать рисунок.
Тимофей Зудин,ведущий: Выставка будет представлена в Эрмитаже до 25 июля.