ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент:
Мы с вами находимся в Древлехранилище Александро-Невской лавры. Это молодой петербургский музей, коллекция которого однако уже насчитывает 2000 экспонатов. Особое место в ней занимает собрание икон с изображением святого благоверного князя Александра Невского. Давайте вместе вглядимся в его лицо.

Ни одного прижизненного изображения князя не сохранилось. Но в иконографии существует целый набор образов, благодаря которым мы с легкостью узнаем его среди других святых. Например, сразу после канонизации Александра Невского изображали в монашеском одеянии, а с приходом к власти Петра Первого переодели уже в императорскую мантию.

РОМАН КАТАЕВ,хранитель музея Древлехранилище Александро-Невской лавры:
На императорской иконографии часто князь изображен прямо в рыцарских доспехах Конечно, в этом одеянии он не ходил. Но в княжеской иконографии он изображается всё же в той одежде, которая соответствует древнерусским князьям. Это одна из ранних типов иконографии князя.

Александр Невский — небесный покровитель не только Петербурга, но и рода Романовых. Три императора получили имя Александр в его честь. Сам же князь приобретает на иконах черты своих преемников. Например, здесь он вылитый Николай Первый. Но в XX веке святой вновь шагнет с икон на поля сражений.

РОМАН КАТАЕВ,хранитель музея Древлехранилище Александро-Невской лавры:
Особенно память о князе стала укрепляться, развиваться в первые годы Великой Отечественной войны. На этом ордене мы видим Александра Невского в том образе, который сформировался именно в фильм Сергея Эйзенштейна. Мы можем здесь узнать актёра Николая Черкасова.

Святой, князь, полководец и всё-таки вновь святой. В 80-е годы ХХ века на волне возврата к духовным ценностям Александр Невский опять появляется перед нами в монашеском образе. Губы крепко сжаты, взгляд устремлен в будущее. Как и восемь веков назад благоверный князь вновь на страже своей страны.