КСЕНИЯ СОТНИКОВА,корреспондент:
Он сделал знаменитыми Достоевского и Толстого, был влюблён в жену своего друга и соседа, уничтожил первый тираж своих стихов из-за критики и вообще, считался человеком очень азартным. Это все о Николае Некрасове. В этом году со дня его рождения исполняется 200 лет, а вместе с тем заканчивается реставрация в квартире, где поэт провел последние 20 лет жизни. Заглянем внутрь.

Впечатление, что здесь продолжает кипеть литературная жизнь, создается с первых минут. Словно сам Николай Некрасов только покинул квартиру, позабыв в спешке личные вещи. Недавно интерьеры здесь обновили, но даже свежепоклеенные обои выглядят как оригинальные, обнаруженные в 1946 году. До них добирались, снимая слой за слоем. А в спальне поэта их восстановили, опираясь на портрет Некрасова, написанный ещё при жизни.

ТАТЬЯНА ВЕРГУН,заместитель директора по развитию и музейной работе:
Музейным работникам повезло вдвойне, потому что осталась картина Крамского «Некрасов в период последних песен», где обои можно читать и их цвет, и фактуру, матовость их, оттенки золотого — в общем все подробности, все нюансы, которые требуются в период реставрации для того, чтобы помещение было адекватным.

Хранители музея буквально переосмыслили пространство, искали мебель и предметы, которые могли быть у самого Николая Некрасова.

КСЕНИЯ СОТНИКОВА,корреспондент:
Николай Некрасов был заядлым картёжником, об этом его увлечении расскажут экспонаты, которые появятся позже — вот уже есть ломберный столик. Поэт был действительно везучим игроком и выигранные деньги тратил не только на свои нужды, но и на благотворительность и содержание журнала «Современник».
ТАТЬЯНА ВЕРГУН,заместитель директора по развитию и музейной работе:
Он очень много помогал малоимущим, начинающим поэтам, писателям. Например, когда Добролюбов — член редакции и его наперсник по «Современнику» тяжело заболел это Некрасов его отправил заграницу на лечение. Очень много помогал, об этом забывают.

Буквально ожили ранее пустовавшие помещения некрасовской квартиры, эти экспозиционные залы — буфет и камердинерская для прислуги раньше вообще не существовали. Их создали, чтобы у посетителей было представление об быте тех лет. Здесь уже есть и мебель и даже одежда. Например цилиндр, словно снятый перед входом в квартиру самим Некрасовым.

Мы восстанавливаем гардеробную комнату, точнее гардероб — с костюмом XIX века, на подстолье будет находиться камердинерские орудия труда — щётки, расчёски. В комоде будет открыто одно из отделений и там будет показано, как лежит рубашки, галстуки и прочее, и прочее.

Обустроили и гостиную Авдотьи Панаевой. Жены Ивана Панаева, близкого друга и соседа поэта, позже ставшей возлюбленной и супругой самого Некрасова. Вместе они прожили много лет в этой квартире. По сути это помещение где она могла работать и отдыхать, — условное. Важнее его обустройство, комната обрела женские черты, тем хранители хотели подчеркнуть нрав Авдотьи и её непосредственное присутствие в этой квартире. Современники писали так о ее гостиной:

ТАТЬЯНА ВЕРГУН,заместитель директора по развитию и музейной работе:
Определенно это был уголок света, уюта, тепла. Душистый. Панаева умела себя вести, она умела одеваться. Были деньги для того, чтобы позволить себе одеваться не у дешёвой модистки и переделывать одно и то же платье. Она была женщина со вкусом, понимала толк в уюте и красоте.

На этом реставрация и наполнение комнат предметами быта пока не заканчивается. Впереди ещё много работы. Во всяком случае хранителям музея уже удалось осуществить главную задумку — создать эффект присутствия здесь великого русского классика.