Набережная реки Фонтанки, дом 38.  Доходный дом Степанова, архитектор – Г. А. Боссе, годы строительства: 1847 – 1848

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Впервые будущий великий писатель Лев Толстой приехал в город на Неве в молодости, в 1849 году, чтобы остаться здесь навсегда. Уже через пару месяцев Толстой разлюбил Петербург, уехал и стал редко в него возвращаться. Но дома Северной столицы всё равно помнят Льва Николаевича. Например, вот это дом номер 38 по набережной Фонтанки, где Толстой жил у своего близкого друга – Ивана Сергеевича Тургенева.

Набережная реки Фонтанки, дом 14. Особняк М. А. Олсуфьевой, архитекторы – Ф. Н. Соболевский, А. В. Щусев, построено в XVIII – XIX веках, перестроено в 1902 – 1910 годах

А это уже другой дом – номер 14 по набережной Фонтанки, знаменитый особняк Олсуфьевых, где писатель останавливался в свой последний визит. Причиной приезда Толстого в столицу в 1897-м году послужило гонение на духоборов и последовавшая за ним ссылка его друзей — Черткова и Бирюкова. Для их поддержки Толстой пожертвовал духоборам гонорары за свой роман «Воскресение» и за постановку своих пьес «Власть тьмы» и «Плоды просвещения» в петербургских театрах. 

Набережная Макарова, дом 4. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, основан в 1905 году

Этот поступок не остался незамеченным! 120 лет назад Лев Толстой был предан анафеме! 24 февраля 1901 года, в «Церковных ведомостях» опубликовали «Определение Святейшего Синода от 20 — 22 февраля 1901 года» об отпадении графа Льва Толстого от Церкви. Ну а спустя 10 лет, 27 марта 1911-го, в Петербурге уже открывали Толстовский музей — одно из первых общественных начинаний в России начала XX века. Сегодня часть коллекции того музея, открытого 110 лет назад, находится в фондах Литературного музея Пушкинского Дома.

Толстовский зал Литературного музея ИРЛИ РАН.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Елена Владимировна, если мы говорим о юбилее Толстовского музея — 110 лет со дня рождения, правда это или неправда, что вся коллекция в итоге досталась Российской Академии наук и теперь находится в виде Толстовского зала здесь, в вашем знаменитом Литературном музее Пушкинского дома?
ЕЛЕНА КОЧНЕВА,главный хранитель Литературного музея ИРЛИ РАН:

Да, это действительно так, в 1931 году коллекция первого Толстовского музея Петербурга была передана в Пушкинский дом, это была очень большая масштабная коллекция — более 2,5 тысяч экспонатов, многие из которых уникальны и имеют не только историческую, но и художественную ценность.

Сам Лев Николаевич был человеком непубличным и он сразу предупредил общественность, кажется обратился через прессу, что он не будет принимать участия ни в каких торжественных мероприятиях, тем более надо понимать, что это был уже пожилой человек.

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий: 
На окрытие музея не приеду?
ЕЛЕНА КОЧНЕВА,главный хранитель Литературного музея ИРЛИ РАН: 
Это даже не обсуждалось. Тем более в Петербург — нелюбимый город Толстым, в котором он — как он говорил, чувствовал себя «как угорелый в угарной комнате». И своё отношение к петербургскому обществу и петербургскому свету никогда не скрывал.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
 Я знаю, что у вас хранятся и подлинные вещи самого Толстого?
ЕЛЕНА КОЧНЕВА,главный хранитель Литературного музея ИРЛИ РАН:

Да, вот у нас витрина, небольшая, но в частности, вот сшитые самим толстым штиблеты от Михаила Александровича Стаховича. Возможно Толстой их для Стаховича и сшил. Здесь вот у нас подлинная рубаха Толстого — это традиционная крестьянская косоворотка. Именно Толстой во второй половине XIX века вводит в русском обществе моду на ношение вот такой традиционной крестьянской рубахи.

Это считается один из самых скандальных портретов Толстого. Оригинал — работа Репина находится в Государственном Русском музее, у нас копия ученика Репина — тоже известного русского художника Савелия Сорина, и вот этот портрет, кстати, был подарен в Толстовский музей в 1909 году самим Максимом Горьким.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий: 
А почему скандальный?
ЕЛЕНА КОЧНЕВА,главный хранитель Литературного музея ИРЛИ РАН:
Дело в том, что когда Репин без ведома Толстого выставил потрет на одной из художественных выставок, он вызвал чрезвычайный ажиотаж, чрезвычайную бурю в прессе, потому что это было крайне неприлично для того времени, для той эпохи, что он изобразил такого крупного писателя, пожилого человека, аристократа – босым. А замыслом Репина было — показать национальный истоки таланта Льва Толстого, что он якобы вырастает из глубин русской земли.

Набережная Макарова

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Петербург Толстого — эта непривычная фраза режет слух так же, как, к примеру, Москва Достоевского. И хотя излюбленным местом на земле у Льва Николаевича была Ясная Поляна, где он провёл большую часть своей жизни, именно Петербургу писатель обязан своей успешной литературной карьерой и бессмертием своего имени.