Варвара Фёдорова,корреспондент:
Пётр Первый стремился найти имена, соответствующие назначению, размерам и боевым качествам кораблей, носящие идеологический смысл.

Так корабли высших рангов стали называть в честь представителей дома Романовых и древнерусских князей. И появилась целая династия кораблей Российской империи, носящих имя «Александр Невский».

ЕВГЕНИЙ МУЛЬГИН,заведующий корабельным фондом Центрального военно-морского музея им. Петра Великого:
Кораблей таких в истории Российского императорского флота было 7. Когда уходит из боевого состава один корабль, его имя должно передаваться по наследству другому кораблю.
НАТАЛЬЯ ПОЛИЩУК,хранитель Музея истории Адмиралтейских верфей:
Вообще фигура Александра Невского часто задействовалась в качестве культовой фигуры в разные исторические периоды, когда требовалось патриотический подъём у населения вызвать.
Варвара Фёдорова,корреспондент:
Первым кораблем, вероятно, названным в честь благоверного князя, стал «Святой Александр», построенный в Петербурге в 1714 году. Его боевая история началась на Северной войне, затем, при императрице Анне Иоанновне корабль участвовал в действиях против Данцига, а при Елизавете — в очередной войне со Швецией. Ему на смену пришел 66-пушечный корабль «Святой Александр Невский», построенный на Адмиралтейских верфях.
НАТАЛЬЯ ПОЛИЩУК,хранитель Музея истории Адмиралтейских верфей:
Это корабль, который принимал участие в Семилетней войне и проявил себя как мощный боевой корабль.

Но схем и изображений этого и последующих «Невских» почти не осталось. Деревянные корабли российского флота в ту эпоху служили недолго, и потому сохранилась память лишь об особенно примечательном — фрегате, построенном в 1861 году на Охтинской верфи Санкт-Петербурга, седьмом «Александре Невском».

ЕВГЕНИЙ МУЛЬГИН,заведующий корабельным фондом Центрального военно-морского музея им. Петра Великого:
Корабль был уникален тем, что это последний военный корабль в Российской Империи, который был построен целиком из дерева. После него военное кораблестроение перешло на металлические корпуса.

В фондах Центрального военно-морского музея сохранился образец строительного леса, использованного для корпуса, две подарочные закладные доски — своего рода свидетельства о рождении корабля. И самое ценное — часть штурвала. Её передал в музей последний командир «Александра Невского», капитан первого ранга Отто фон Кремер после трагического кораблекрушения, на котором закончилась императорская династия кораблей.

ЕВГЕНИЙ МУЛЬГИН,заведующий корабельным фондом Центрального военно-морского музея им. Петра Великого:
В советском флоте традиция была возрождена, и при строительстве большой серии крейсеров проекта 68-БИС один из них имел наименование «Александр Невский».
НАТАЛЬЯ ПОЛИЩУК,хранитель Музея истории Адмиралтейских верфей:
Он не принимал участие в реальных боевых действиях, так как в это время это уже было не актуально. Но он дважды принимал участие в спасении атомной подводной лодки К-19. В 1961-ом и 1972-ом году даже ценой жизни одного из матросов, потому что подходил он к месту аварии в жуткий шторм, и матроса просто смыло за борт волной, поэтому в качестве спасательного судна он совершил подвиг.

Однако и на этом традиция не прервалась. В 2013 году имя благоверного князя получила новейшая атомная подводная лодка. Выходит, что сейчас, как и много веков назад, Александр Невский стоит на защите Отечества.