Популярные песни — конечно не тема для обсуждения в рафинированных кругах ценителей музыки. Но сегодня в день 100-летия замечательного советского композитора Яна Френкеля, его наследие можно было бы приводить как пример того, что переросло песенный жанр. Его знаменитых «Журавлей» пели как молитву — в церквях и мечетях. А «Русское поле» молва упорно приписывала народному фольклору. Сам Френкель был в чём-то фольклорным персонажем. Говорят, что его бесхитростная манера напевать друзьям свежесочинённые мотивы прямо в телефонную трубку стала поводом известного анекдота: «картавят, слов не помнят». И ещё это тот редкий случай, когда народ знал своего героя в лицо.
Ян Френкель не только написал знаменитую «Погоню» к «Неуловимым Мстителям», но и сыграл роль в фильме. Главный советский вестерн засматривали до дыр на штанах во всех кинозалах страны, и скрипач с печальными глазами, даже среди белых эмигрантов, проходил по линии «наших», героев скрипкой и кулаком готовым помочь красным дьяволятам. Его первые зрители давно выросли и состарились. Изменилась страна, люди поют другие песни. Но Яна Френкеля помнят – новые слушатели и музыканты. Дарья Патрина вспоминала вместе с ними.
Он написал музыку более чем к 70. Но главным кинохитом Френкеля стали две части в трилогии о «Неуловимых мстителях», и «Погоня» остается узнаваемым рефреном для нескольких поколений повзрослевших пионеров.
Андрей Смирнов, солист ансамбля «Терем-квартет», заслуженный артист России: «С Яном Френкелем так часто бывает: люди напевают и не знают, что он – автор. Ушло в фольклор, в народ, какая-то русская песня».
В «Неуловимых» кинопленка зафиксировала для нас Яна Абрамовича со скрипкой. Скрипка должна был стать его основной музыкальной профессией. Отец Яна Френкеля – киевский парикмахер, подрабатывал, играя на этом музыкальном инструменте на еврейских праздниках. И обучил сына азам игры. А дальше были музыкальная школа с одноклассником – Владимиром Шаинским и Киевская консерватория.
Карьере скрипача помешали травмы, полученные на фронте. Чтобы остаться в музыке, Ян Френкель начал писать инструментальные композиции. В стране стояла оттепель, прорывались джазовые ритмы. А Френкель много слушал – собрал богатую домашнюю коллекцию грампластинок. В приоритете — скрипичные концерты и джазовый стандарт. Но внук – тезка своего деда – Ян Френкель — вспоминает, Ян Абрамович просто любил хорошую музыку.
Ян Френкель, внук, офицер-музыкант Береговой охраны США: «Ему не хотелось, чтобы я слушал AC/DC, но, как все подростки, мы переходим разные фазы, у меня была фаза металла и рок-н-ролла. Он мне, кстати, покупал какие-то пластинки, и он не запрещал мне слушать. Если музыка была хорошая, он не воротил нос, как коллеги его поколения. Ему нравился Майкл Джексон».
Двухметровый красавец с пышными усами и ложным – по-Довлатову – неаполитанским оттенком внешности – Ян Френкель был музыкальным космополитом. Тем интереснее история с официальным гимном страны. Звёздный час Френкеля в амплуа оркестровщика настал в 1977-ом. Когда маршеобразную «александровскую» версию гимна Советского Союза решили заменить более «королевским», «лирическим» звучанием.
Ян Френкель, внук, офицер-музыкант Береговой охраны США: «Это был анонимный конкурс – все киты еще были живы, все участвовали. Потом, когда все узнали, что Ян Френкель выиграл – эстрадник, песенник – был шок. Но что? Звучит так звучит».
А главной тропой Френкеля к сердцам слушателей стали песни. Хотя писать их он начал довольно поздно — в преддверии 40 лет.
Наталья Кучевская,исследователь творчества Яна Френкеля: «Он сказал, что появилась потребность высказаться, и оптимальным вариантом высказывания стала песня».
Андрей Смирнов, солист ансамбля «Терем-квартет», заслуженный артист России: «Вот его песня «старый забытый вальсок…» Вся его музыка, ее можно петь не пропевая, она там внутри».
Историю создания песни «Журавли» когда-то знала вся страна. Об этом снимали фильмы, и сам Ян Абрамович часто рассказывал историю на своих концертах.
Кстати, две песни Френкеля исполняет Оркестр береговой охраны США. Не совсем случайно – в оркестре служит внук композитора. Но солистка Трейси Томас сама предложила вот так расширить репертуар.
Солист театра «Мюзик-холл» Мирослав Федючек выучил песню Френкеля «Для тебя», когда участвовал в программе «Любовь. Кино. Музыка». Мирослав лишь удивился, как легко далась песня. И как хорошо она звучит в разных ситуациях.
Мирослав Федючек, солист театра «Мюзик-холл»: «Мне приятно петь песню со смыслом».
Ян Абрамович Френкель умер в 1989-м, и сейчас кажется, что его имя как будто вместе с Советским Союзом кануло в историю. Из нашего настоящего советская эстрада представляется территорией исполнителей, а не авторов. А ведь до последних дней Ян Абрамович собирал полные залы. Он пел свои песни как никто другой. Проникновенно. И ему неизменно подпевали.