Хорошая затравка для интеллектуального спора, что лучше для художника — быть голодным или обласканным судьбой? С одной стороны, как говорил Довлатов, «от хорошей жизни писателями не становятся», с другой — как говорил Джон Леннон: «Я уже был никому неизвестным, удовольствие так себе». 

Впрочем, само течение жизни накладывает свои обстоятельства — сразу на всех. В этом году ограничения поставили многих художников в жёсткие рамки. Но поток творчества не ослабевает — и тон задают мэтры. Ансельм Кифер остаётся верен своей суровой и трагической музе, черпающей вдохновение в трагедиях истории 20 века. На этот раз он по заказу президента Франции создал произведения у захоронения французского писателя и участника Первой мировой войны Мориса Женевуа. Противоположными по настроению выглядят новые работы Дэвида Хокни. Недавно из-под электронного пера влиятельного британского художника вышли два идиллических пейзажа Нормандии, именно там он послушно запер себя в изоляции. Сам Хокни называет эти работы «посланиями надежды» — о вечной красоте осени, «которую не смог отменить никакой режим». Тем временем мировые музеи, к сожалению, продолжают закрывать свои двери для посетителей. Их активность переносится в соцсети, и кураторы всё своё время посвящают идеям — как привлечь зрителей онлайн. В целом, у такого знакомства с искусством всегда есть один плюс — неограниченное время. Неторопливые и подробные рассказы — тренд сезона второй волны карантина в нашем инстаграм-обзоре.

@rijksmuseum
Рейксмузеум (Амстердам):

Обычно посетители проводят у экспоната лишь несколько секунд — сетуют в аккаунте главного художественного музея Нидерландов. Культурный локдаун вынуждает становиться внимательнее. Для этого Рейксмузеум использует в соцсетях хэштег — #RijksDetails. Следуя ему, можно узнать, к примеру, что роскошная погремушка на картине 16 века — не просто красивая деталь, а оберег от болезней и злых духов. А смешная обезьянка на цепи — метафора грешника, позволившего похоти управлять собой. Удивительных деталей много — на карантин хватит с лихвой.

@tate
Галерея Тейт (Лондон):

Британская галерея Тейт радует не только неоновыми огнями на своём фасаде, но и любопытными инстаграм-постами. Благодаря хэштегу #onthisday – вы не пропустите ни одной важной даты в культурном календаре, узнаете, что о своих творческих принципах говорил Огюст Роден или Джорджия О`Кифф. Для маленьких, креативных подписчиков и их отважных родителей — музей придумывает творческие задания. К примеру — создайте полотно в стиле Джексона Поллока из… шоколада. После экспериментов захочется отдохнуть — поможет рубрика «60 секунд с… », которая знакомит с жемчужинами коллекции галереи Тейт.

@brooklynmuseum
Бруклинский музей (Нью-Йорк):

Бруклинский музей продолжает держаться на гребне хайпа — изменение климата, современный колониализм, black lives matter, феминистский взгляд на искусство — резонансные темы поднимаются на выставках музея и в инстаграме. А совместно с самой популярной развлекательной платформой Бруклинский музей открыл онлайн-выставку костюмов из, опять-таки нашумевших, сериалов «Корона» и «Ход королевы». Утончённый наряды вымышленной шахматистки Бет и роскошные образы королевы Елизаветы 2 и леди Дианы. Вход на выставку свободный — на сайте музея.