В числе все тех же событий и явлений, о которых принято и приятно говорить с умными людьми — на этой неделе особенно весомым звучало имя композитора. Насколько значим его интеллектуальный вес — судите хотя бы по рассказам о злоключениях первоклашки, поступающего в элитную школу. «Скажи-ка, сколько ты знаешь времен года — задает ему вопрос директор, а тот отвечает: «Шесть»! А после, в коридоре, лепечет маме сквозь рыданья: «Времена года» — их же точно шесть: Вивальди, Гайдн, Пьяццолла, Лусье, Чайковский и Глазунов! Да неужели, кричит уязвленный родитель — А Кейдж? А Десятников?».
Попадание в персонажи анекдотов — какое признание может быть более всеохватным? Тем более, когда имя — вот так, невозмутимо — в одном ряду с великими. Хотя, строго говоря, «Времена года» Леонида Десятникова нельзя ставить на одну полку, поскольку являются музыкальной транскрипцией Вивальди и Пьяццоллы. С другой стороны, именно в таком ключе и привыкли воспринимать чуть ли не всё его творчество многие слушатели. И такие наполненные аллюзиями «трагически-шаловливые вещицы» композитора звучали на вечере, посвященном его 65-летию. В причудливых связях знатоки и любители отыскивали обращения — Пьяццолла, Малер, Брубек, впервые исполненный оммаж — чуть ли не ко всей субкультуре еврейских песен. Узнанное перечислять просто, а суть неповторимого звучания живого классика — разве определишь в словах? Сам Леонид Аркадьевич перед зрителями в этот вечер не появился, говорят, следил за исполнением из ковид-безопасного места. Автора не видел, но хорошо слышал — Виктор Высоцкий.
К сожалению, не смогла состояться российская премьера нового вокального цикла Леонида Десятникова «Идиш» — из-за болезни певицы, увы, сегодня — не редкость. Но интерес к концерту в честь 65-летия от этого не стал меньше.
Полный зал, в том числе и соавторы композитора в разных жанрах — тому подтверждение. Получился концерт-воспоминание, концерт-напоминание о том, что живет в Петербурге такой Леонид Аркадьевич Десятников, очень хороший композитор, у которого уже столько написано, что и без нового на праздник хватит.
Играли все старое, более того, была даже совсем античная вещь, сочиненная композитором, в бытность ещё солдатом по призыву: два романса на стихи немецкого поэта Рильке, которые тот написал по-русски. Исполнены романсы были довольно экзотическим тенором — Олегом Крикуном. Сюита из музыки к фильмам «Закат», «Мания Жизели», «Москва», музыка к спектаклям Александринского театра уже давно обеспечила себе независимую от экрана и сцены долгую жизнь. Наличие таких прекрасных музыкантов, которые были к услугам композитора в этот вечер, еще усилило впечатление.
Премьеры нового цикла не было, но зато разыграли сюрприз — замечательная певица Олеся Петрова успела купить в интернете последний билет на этот вечер, поэтому случайно пришла и даже случайно пела очень давно выученный романс Десятникова.
Самого не было. Но его верный соратник и один из менеджеров концерта Алексей Гориболь обязательно скажет маэстро, что был триумф, что правда. Впрочем, он всегда так говорит.