Русский музей ждут большие перемены. В Михайловском дворце запланирована масштабная реконструкция, а часть фондов решено перевести. Почему так обеспокоены сотрудники? И насколько сильно реконструкция изменит исторический облик одного из крупнейших музеев страны? Разбирался Антон Цуман.

Юрий Зинчук, ведущий: «Но начинаем мы с тревожного сообщения, которое пришло от хранителей Русского музея. Дело в том, что сейчас директором музея издан приказ, обязывающий до 1 декабря этого года решить все вопросы с перемещением экспонатов, которое предусмотрено планом по глобальной реконструкции музея. Напомню, что эти планы существуют уже давно. Сама стоимость проекта 20 млн. долларов. Из них 17, 5 млн. долларов даёт федеральный бюджет. А 2,5 млн. в качестве кредита даёт Европейский банк реконструкции и развития. И эти деньги, по условиям европейского банка, дадут только в том случае, если до конца года Русский музей сможет осуществить перемещение экспонатов из тех залов, где будет проходить реконструкция.

Вот почему такая спешка и такая суета. Деньги торопимся получить. И вот почему опять заговорили об этом скандальном проекте, который в корне изменит наш привычный образ Русского музея. Ну, например, все мы привыкли ходить по анфиладе русского музея. У неё есть одна логистическая особенность. По ней идёшь, как по спирали, беспрерывно, по кругу. С первого этажа, поднимаясь на второй. И так можно ходить бесконечно. Теперь эта бесконечность будет нарушена. 35-й зал, где экспонируют сейчас Репина, будет перекрыт для прохода. Бесконечность загонят в границы. и это лишь одна из перемен.

Не меньшую тревогу вызывают сроки перемещения картин и коллекции с их привычных мест. Вот, у меня в руках обращение, которое подписали 96 сотрудников Русского музея. Оно адресовано в прокуратуру. Большое, длинное, детальное. Но в каждой строчке – боль и крик хранителей. "Остановите убийство Русского музея".

Давайте, сейчас попробуем представить, что будет с нашим Русским музеем, когда этот проект будет завершён. И попробуем ответить на вопрос, почему опять втихомолку, скрытно, без детального и публичного представления этого проекта на соответствующем брифинге, под патронатом Министерства культуры осуществляется то, что многие хранители уже назвали – убийством Русского музея. Репортаж Антона Цумана».

Антон Цуман, корреспондент: «Русский музей, 35 зал. Портрет Ивана Толстого кисти Репина. Сейчас он как будто смотрит на портреты своих современников — Герарта и Рубинштейна. Но скоро его взгляд будет упираться в дверной проем».

В соседнем зале, где туристы всего мира восхищенно взирают на нелегкий труд волжских бурлаков, тоже будет дверной проем, аккурат на том месте, где висит знаменитая картина. И всё это — продолжение истории с реконструкцией Михайловского дворца, которая тянется уже несколько лет.

Идея реконструкции возникла ещё в 2002 году, тогда на конкурсной основе выбрали проект архитектора Филиппова. В 2015 по этому проекту планировалось накрыть внутренние дворы стеклянным куполом, а внутри сделать перекрытия. Под давлением градозащитников от перекрытий отказались. Оставили лишь подъемные лифты для людей с ограниченной мобильностью. Но эскизный проект, который существует сейчас, всё равно вызывает вопросы. Особенно пробивка новых проемов внутри Михайловского дворца. И новых входов снаружи.

Выводит новая дверь по проекту на галерею, над двором. Что интересно, на чертежах планировки середины 19 века эта галерея есть. Автор эскиза проекта реконструкции Рафаэль Даянов уверяет — большая часть проемов предусмотрена на месте ранее существовавших. И чтобы убедиться в этом, достаточно лишь сбить штукатурку.

Да, здание, особенно музейное, должно жить, совершенствоваться и подстраиваться под современные реалии. Остекление внутренних дворов — обычная мировая практика. Обеспечение доступа для инвалидов — необходимость. Но мнение музейных работников тоже стоит учесть. Ведущий научный сотрудник Ирина Шалина не сомневается — реконструкция скажется не столько на здании, сколько на самом музее.

Но больше всего переживаний вызывает переезд 10 структурных подразделений из зоны реконструкции. Администрация Русского Музея от комментариев отказалась. Но два с половиной года назад директор Владимир Гусев озвучивал следующие планы:

«Что исключается — не только глобального перемещения фондов не будет, ни один фонд не перемещается никуда, не только за стены Михайловского дворца, но и за стены своих помещений. Все фонды остаются на своих местах».

Заведующая отделом Народного Искусства Ирина Яковлевна Богуславская. Работает в русском музее дольше всех – 65 лет. Теперь она думает не о том, где разместить новые экспонаты, а о том, как придется размещать уже выставленные. В один из самых популярных залов, посвященных народному искусству 20 века, по её словам, переедет фонд тканей.

Нина Михайловна Васильева знакомит нас с коллекцией сектора редкой книги, которым она заведует. Знал бы великий князь Георгий Михайлович первый управляющий Русского музея, что созданная его руками секция в 21 веке переедет неизвестно куда, а её место, судя по плану, займут туалеты! Да, туалеты. На месте уникальных изданий, без которых зачастую не подготовить ни одной выставки.

Книги, особенно старинные, очень плохо переносят смену условий хранения. Да, фондам явно необходимы новые помещения. Но пока ни одно из предложенных, по мнению сотрудников, для библиотеки не подходит.

А времени — по дате переезда, на которую ссылаются музейные работники — осталось до 1 декабря. Для того чтобы проверить насколько реально справиться за такой срок мы отправились в мастерскую Станислава Прокуророва, чтобы поставить эксперимент — сколько времени у нас потребуется на упаковку только одной старинной книги, в роли которой выступит томик Канта. Современный.  В полторы тысячи страниц.

Другими словами быстро такие вопросы не решить. И это ещё одно подтверждение того, насколько взвешенно нужно подходить к любым переменам. Особенно если они касаются одного из красивейших зданий Петербурга и одного из главнейших музеев страны.

Юрий Зинчук, ведущий: «Да, конечно же, мы подготовили и послали соответствующее официальное обращение в Министерство культуры, которое и является главным инициатором этого проекта. Ещё раз подчеркну, не город, а именно министерство продвигает эту идею. Мы будем ждать от Москвы ответа. Думаю, к следующему выпуску мы уже получим реакцию. Но сейчас давайте послушаем, что говорил по этому поводу министр Владимир Мединский некоторое время назад. Помните, мы показывали это интервью в одной из наших программ? Не знаю, что ответит министр на этот раз. Но тогда на наш вопрос он отвечал вот так».

Владимир Мединский, министр культуры РФ: «Никаких оснований для беспокойства нет, мы очень не спеша подходим к реализации этого проекта. Русский музей не будет закрываться, коллекция будет перевозиться с места на место осмотрительно и постепенно. А что мы получим в результате? Ну, посмотрите на Главный штаб. На мой взгляд, это лучшее музейное пространство Европы сегодня, лучше нет. Мы искренне стараемся сделать лучше, комфортнее, чтобы возникали пространства, которыми можно гордиться».

Юрий Зинчук, ведущий:

«Ну, конечно, в следующих выпусках программы "Пульс города" мы продолжим следить за этой ситуацией. Так как это очень важно. Русский музей – это не только крупнейшее собрание русской живописи, это еще и одна из важнейших наших петербургских архетипических ценностей. И здесь мы права на ошибку не имеем. А пока полетели дальше».