Для нашего города событие знаковое: во-первых, само слово «архив» появилось в законодательстве при Петре Первом, во-вторых, сейчас в городе действует 7 крупных архивов. Петербуржцам предлагают день бесплатного доступа к их электронным ресурсам, для этого надо зарегистрироваться на сайте Архивного комитета до 26 сентября. Но одно дело архив электронный, а другое — настоящий, тот, где полки с книгами, с запахом времени, архивариусами, каталогами. Репортаж Максима Облендера.

Петербургские архивы, похожие как братья-близнецы. И в одном, и в каждом другом тонны книг и папок, километры стеллажей. И одна общая цель — хранить 3-вековую историю города.

Андрей Румянцев, главный архивист ЦГИА Санкт-Петербурга: «Вот запись о смерти Ломоносова 1756 года. Михайло Васильевич Ломоносов. 56 лет. От чахотки».

С этими книгами не каждый современный сканер справится — слишком толстые, а Андрей Румянцев без картотеки находит нужные записи. Вот отметка об отпевании Пушкина. В графе причина смерти пометка «от раны». В соседней книге на французском запись о бракосочетании Екатерины Гончаровой и Дантеса. Когда крестился, когда женился, где погребён тот или иной житель города. От 1720 и до 1918 года – 14 миллионов имён и фамилий. Без малого три населения современного Петербурга.

Андрей Румянцев, главный архивист ЦГИА Санкт-Петербурга: «Если человек жил на определенной улице, он был приписан к приходской церкви. Это правило приписки было жёстким для 18-го, начала 19-го века. Начиная с отмены крепостного права — эти правила меняются».

Прикоснуться к истории, заказать метрику на родственника в архиве или поискать в электронной версии — это кому как удобнее. Доступ на сутки — 77 рублей, дешевле кружки кофе.

Зарегистрироваться просто, найти — уже сложнее. Если Гаэтано Чинизелли на все тома только один, то Иванов Ивановых уже несколько сотен.

Павел Овчинников, руководитель компании по исследованию родословных: «Это родословное древо Агибаловых. Здесь всего 122 человека. Изначально мы знали из них только 20».

Компаний, которые поищут в архивах за тебя, в Петербурге не наберётся и десятка. Руководитель одной из таких фирм, показывая шестиметровые свёртки с фамилиями, называет причину — это удовольствие для богатых. Над одним таким древом работает несколько человек по всей России.

На выходе заказчику отдают копии всех документов, все установленные биографии и красивую картину в рамке. 4 месяца исследования, цена подержанной иномарки — 300 000 рублей.

Павел Овчинников, руководитель компании по исследованию родословных: «К нам обращаются в нескольких случаях. Первое – они столкнулись с проблемой, ищут годы и не могут найти, б — обращаются люди, которые ценят свои время. Если человек ищет сам, он тратит на это от 3 до 8 лет. Мы делаем за 4 месяца».

В архиве Литературы и искусства за 4 месяца успеешь изучить разве только альбомы с «Ленфильмовских» кинопроб. Фильмы, знакомые с детства: «Женя, Женечка и Катюша», «Полосатый рейс», «Республика Шкид», но содержание этих страниц известно, наверное, только съёмочным группам картин.

Максим Облендер, корреспондент: «Полторы тысячи единиц хранения. В этих коробках сотни альбомов. И это, наверное, единственный архив в городе, в котором хранится история, которой не было. Ну не играл Фрунзик Мкртчян Попандопуло в "Свадьбе в Малиновке". А здесь, пожалуйста, — во всей красе!»

Сложно представить, но, например, Доктора Ватсона в Шерлоке Холмсе мог сыграть не Виталий Соломин, а Евгений Барков — совсем другой типаж. Да и Шерлоком мог стать Александр Кайдановский. И для каждой фотографии — отдельная одежда, своя мимика. Даже декорации.

Егор Кривда, главный хранитель фондов ЦГАЛИ Санкт-Петербурга: «Полная работа и гримёра, и режиссёра-постановщика, и самого артиста. Каждая фотография индивидуальна. Совершенно разное настроение. И конечно мы здесь узнаём Юрия Никулина. Шлейф его позитива не укладывается в этот альбом».

Сейчас, говорят работники архива, к кинопробам другое отношение. Последние альбомы родом из 80-х. 30-летний срез — на этих страницах десятки успехов и разочарований, актёр мог приехать из Москвы, часами жариться в шубе на фоне декораций, стоя под софитами, но так и не получить заветную роль.

Вот родина Google и Яндекс картинок, которые потом разлетятся на десятки компьютеров с одного единственного сайта — архива кинофотодокументов. Миллионы негативов — ежедневно, реставрируются, проявляются и выкладываются в сеть.

Ирина Козина, заместитель директора ЦГАКФФД Санкт-Петербурга: «Именно потому что были национализированы все предприятия и они попали на госхранение — они сохранились. Если бы не заставил Ленсовет сдавать фото, мы бы и не увидели этого богатого наследия».

Одно решение в 1928-м — все фотографы изданий, информагентств, фотоателье отныне сдают снимки в архив. И вот результат – через 90 лет мы видим, как открывали Троицкий мост. Как по Неве в 73-м плыл парусник «Спутник» на первом празднике выпускников ленинградских школ. Как строили ленинградский телецентр.

Пыль времён на этих ящиках оседать просто не успевает — фото показывают на выставках, копируют для книг и дипломных работ.

Максим Облендер, корреспондент: «Ещё пример: ремонт фасада здания. Может произойти что угодно: потеряется чертёж, пропадёт лепнина или витраж. А на фото дом останется таким, каким мы привыкли его видеть. Реставраторы тоже обращаются к архивам. И наверняка среди сотен полок и ящиков найдётся фото и вашего дома».

И пусть сегодня тысячи снимков, сделанных за один день, газетчики не несут в архив, на кинопробах нет столь тщательного кастинга, а на смену метрикам пришли записи в отделах ЗАГС. Эти толстые папки на крепких полках продолжают хранить маленькие частички истории одного города. И неважно в книгах или уже на экране монитора, помогают понимать и изучать этот феномен – Петербург.