ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:
Музыка, кино и винтажные вещи – спустя два десятилетия культура 90-х возвращается на улицы Петербурга и всей страны.
Одни вспоминают эти годы как непростое испытание временем. Другие, например, миллениалы, нередко ностальгируют по счастливому детству. А зумеры, те, кто родились уже в нулевые, скупают билеты на концерты звёзд 90-х.
Что же объединяет эти поколения и почему эта яркая эпоха снова в тренде?
Первые признаки зарождающегося тренда антропологи увидели ещё в доковидном 2018 году. Началось все, как это часто бывает, с сериалов.
«90-е. Весело и громко», «Мир. Дружба. Жвачка», «Дети перемен» и ещё с десяток других проектов заговорили о жизни и культуре первого постсоветского десятилетия.
В последние два года тренд только набрал обороты. В топы картин вырвались фильмы и сериалы о сверхпопулярных в своё время музыкантах: «Король и шут», «Комбинация», «Руки вверх». Современные режиссёры продолжают обращаться к личному опыту, а зрители, при том всех возрастов, охотно присоединяются к общей ностальгии.
ОЛЬГА ЛАЗАРЕВА, кандидат культурологии. Ассоциированный научный сотрудник факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурга:
С зумерами действительно интересная ситуация, потому что они вроде бы сами не жили в это время, но при этом о нем как-то тоскуют по нему и испытывают ту же самую ностальгию. И это можно объяснить через понятие «диванная ностальгия». И связано это с тем, что такая ностальгия основывается не на жизненном опыте, а на опыте потребления. Мы скучаем по поп-культуре определенного времени, либо по образу времени, созданному в этой поп-культуре.
С одной стороны, действительно, мы видим такую эстетизацию, когда прошлое будто бы лишается всех противоречий и остаётся красивой картинкой, какой-то эстетикой, стилем. С другой стороны, интерес к таким проектам на самом деле порождает интерес в принципе к более глубокому изучению этого времени. То есть это две тенденции, которые друг к другу не противоречат.
ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:
Образы из сериалов по всем законам модного мира сразу кочуют в повседневную жизнь. Джинсы-бойфренды, объемные бомберы и, конечно, аутентичные аксессуары. В обилии модных направлений 90-х сейчас каждый найдет для себя что-то по душе.
Яркие олимпийки от спорт-шика, кожаные куртки от гранжа, оверсайз от хип-хопа. Зумеры перерывают барахолки и блошиные рынки в поисках винтажа. А масс-маркет подстраивается под эти тренды, предлагая осовременить привычные фасоны.
ВЛАДИМИР БУХИННИК, дизайнер:
90-е все-таки большое десятилетие, но конец 90-х был точно ознаменован тем, что в моду конкретно вошел стиль милитари, который мы носим до сих пор. Это те же бомберы, это камуфляж, это брюки карго, всеми любимые.
Но одно могу сказать, что мода современная, она немного ярче и все-таки изысканнее, нежели была та. Потому что уж тот период был совсем такой casual casual.
Тренды выходят за пределы социальных сетей. К ностальгии обращаются творцы, кажется, во всех направлениях. Фотографы берут в руки плёночные камеры, дизайнеры вспоминают любимые интерьерные приёмы из квартир 90-х, а художники стараются вернуть забытые артефакты прошлого в повседневную жизнь.
В стороне не остаются и театральные режиссёры. Пару лет назад драматург Дмитрий Крестьянкин презентовал спектакль «Квадрат» – автобиографическую историю взросления четырех друзей.
ДМИТРИЙ КРЕСТЬЯНКИН, драматург, режиссёр:
Хотелось зафиксировать своё детство, свои воспоминания. И дать какой-то документальный, но не объективный, а субъективный взгляд ребёнка на то время. Это такой взгляд 30-40-летних на то время, то есть время взросления.
Спектакль Крестьянкина наполнен музыкой 90-х. Любимые группы и исполнители превратили классическую постановку в рейв-спектакль. К актерам во время одной из сцен могли подняться и зрители. Среди фанатов песен того десятилетия оказалось не мало молодых людей. Это неудивительно: последние годы именно музыка 90-х занимает главные страницы трендов соцсетей.
ОЛЬГА ЛАЗАРЕВА, кандидат культурологии. Ассоциированный научный сотрудник факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурга:
Прошлое, которое в частности в музыке, оно как будто бы ощущается, возможно, более эмоционально подлинным, потому что оно не связано с той логикой музыкальной индустрии, в которой работает она сейчас. С трендами, с какой-то монетизацией, это как будто бы музыка другой эпохи, и от этого она воспринимается как более аутентичная.
ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:
Ностальгия по детству или следование моде. Так или иначе нынешние 20-е вобрали в себя только лучшие черты лихих 90-х. И они, кажется, останутся с нами ещё надолго.