Январь. Февраль. А после, после
Начнется птичий перелёт.
Луна, раскидывая весла,
По водополью проплывёт.
1940 г.

ИЛЬЯ ШЕВЧЕНКО, корреспондент:

Это строки Михаила Дудина – пока ещё просто юноши, влюблённого в поэзию. Он восхвалял природу родной ивановской земли. Но в 23 года поэт её покидает. Призванный в армию, Дудин оказывается на полуострове Ханко в юго-западной Финляндии. Многотысячный гарнизон – почти в полной изоляции защищает морские рубежи Ленинграда.

О холодный камень бьётся валом
Тёмная свинцовая вода.
Мы тверды, как эти каменные скалы,
В грозный час нас не сломит беда.
1941 г.

В декабре 1941-го гарнизон эвакуируют, и Дудин оказывается в Ленинграде. Уже член Союза писателей, поэт становится корреспондентом газеты «На страже Родины». Редакция – на углу Невского и Дворцовой. Ночует Дудин иногда прямо в ней. Он пишет как о подвигах на передовой и в самом осаждённом городе, – так и запечатлевает всю тяжесть жизни в блокаде.

И где-то там
Невы посередине,
Я увидал с Литейного моста
На медленно качающейся льдине –
Отчётливо
Подобие креста.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой
На окаянном «Невском пятачке»,
А мальчик,
По-мальчишески неловкий,
В ремесленном кургузном пиджачке.
1966 г.

НИКОЛАЙ БУРОВ, народный артист России:

Меня очень трогает за сердце его зарисовка, увиденная им самим с Литейного моста. То есть это мальчишки, которые учился в школе, они же носили форму, их можно было узнать откуда угодно и как угодно.

У него есть поразительные совершенно стихи, посвящённые блокаде. Как любой воевавший человек, начавший войну не мальчишкой, а уже в общем достаточно зрелым человеком, прошедший её, осмысливший её и закончивший её как поэт, поэт уже известный, конечно, Дудин всегда очень переживал за мир – и неслучайно одной из основных его общественных нагрузок была работа в Фонде защиты мира.

Мы познакомились благодаря телевидению. Меня пригласили почитать стихи. А Дудин сидел вот прямо перед моим носом за столиком. Он поблагодарил меня. Поблагодарил достаточно ехидно, потому что у него был очень острый саркастический ум, но как военный поэт, конечно, он был безумно трогательный, и он писал только о том, что он видел своими глазами, чувствовал своим сердцем.

По непозабываемым приметам
Я узнаю: вот здесь жила она.
Она меня увидит из окна
И выбежит, как позапрошлым летом.

Ограда. Сад. Сирень исходит цветом.
Фугасной бомбой снесена стена.

Мне уши разрывает тишина,
Мне каждый камень говорит об этом.
1942 г.

ИЛЬЯ ШЕВЧЕНКО, корреспондент:

Тема войны остаётся для Дудина главной и после победы. Именно он предложил воссоздать на зданиях надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!» Именно по его инициативе появился Зелёный пояс Славы – комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград.

На гранитных и мраморных плитах и сегодня сохраняются слова поэта. Они высечены на пропилеях Пискарёвского мемориального кладбища – скорбного и величественного места для всех петербуржцев и ленинградцев.

Вам беззаветным защитникам нашим,
Память о вас сохранит Ленинград благодарный.
Жизнью своею потомки обязаны вам!
Бессмертная слава героям умножится в славе потомков!
1956 г.