В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Морозов, художественный руководитель – директор Театра «На Литейном» и Любовь Завадская, актриса Театра «На Литейном».
Людмила Ширяева, ведущая: Женщинам военного времени посвящается. В Театре «На Литейном» премьера. Уже завтра состоится спектакль «Возвращение» режиссера Егора Чернышова. В основу спектакля легла оригинальная пьеса современного драматурга Ирины Васьковской, созданная по мотивам повести известной советской писательницы Ирины Грековой.
Тимофей Зудин, ведущий: Все подробности узнаем далее.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ли у вас традиция празднования Дня Победы?
Сергей Морозов, художественный руководитель – директор Театра «На Литейном»: Когда мой сын был маленьким, мы с женой покупали гвоздики и вместе с сыном дарили их ветеранам, труженикам тыла и детям блокады, чтобы наладить связь поколений. Из семейных историй вспоминается рассказ отца, он родился до войны и ныне здравствует. Во время войны, в эвакуации, его обижали мальчишки. Мой дед был летчиком, прошедшим две войны и закончившим войну полковником гвардии. Однажды, когда отца обижали, он вдруг заключил: «Смотрите, это мой папка летит, сейчас он вам задаст!» Вдруг самолет снижается, открывается дверь, выходит мой дед на это деревенское поле и забирает отца. Это реальная история.
Людмила Ширяева, ведущая: Любовь, а у вас какие-то истории есть?
Любовь Завадская, актриса Театра «На Литейном»: Я не видела своих бабушку и дедушку. Но с дочерью мы 9-го числа всё время выходили на Невский, дарили цветы ветеранам, и она очень глубоко это всегда переживала, и сейчас своих девочек тоже вводит на парад и рассказывает, сама ведёт уроки о блокаде.
Тимофей Зудин, ведущий: Давайте к спектаклю «Возвращение», который выходит на сцену. Что именно «возвращается» в этом спектакле? Это память, человек, чувство или, может быть, надежда?
Сергей Морозов, художественный руководитель – директор Театра «На Литейном»: Ощущение дома, ощущение права на жизнь, ощущение возможности и необходимости продолжения жизни. Сын главной героини возвращается в родной дом на похороны матери, что запускает цепочку воспоминаний о детстве. Повесть «Вдовий пароход» Елены Грековой рассказывает о жизни четырех вдов. Я долгое время не знал, что оказывается её настоящее имя Елена Венцель. Она академический математик с большим количеством учебников, и оказывается, что Грекова – это не Грекова, а Игрекова. Она взяла псевдоним в честь своей основной профессии. По повести приезжает ещё одна главная героиня Анфиса, и в сюжете есть четыре вдовы, в том числе и Ольга Ивановна в исполнении Любови Альбертовны. Сюжет охватывает период с 1943-го по 1967-й год, исследуя тему сохранения человечности и возвращения к жизни.
Тимофей Зудин, ведущий: Расскажите, пожалуйста, о вашем персонаже. Какая вам досталась роль?
Любовь Завадская, актриса Театра «На Литейном»: Роль достаточно сложная, потому что война прокатилась по судьбе этой женщины в полной мере. Она не должна была жить, у неё был переломы позвоночника, ноги, обеих рук. Она потеряла маму, дочь. Мама не могла ходить в бомбоубежище, и у неё огромное чувство вины перед ней. Несмотря на это она смогла подняться и идти. Единственное её направление в этом спектакле – каждому протягивать руку. Все спрашивают, как она выжила, а она отвечает: «Надо жить». Это вечная тема «вдовьего ковчега», который со всех времён и вперед, наверное, будет катиться. Егор Чернышов поднимает тему четырех подвигов женщины: материнский, трудовой, войны и победы. Все пять женщин очень разные и вроде бы совершенно не уживаются друг с другом. Но они борются за высшую справедливость, каждая понимает её по-своему. Моя героиня не может простить себя, но прощает другим мелкие обиды.
Сергей Морозов, художественный руководитель – директор Театра «На Литейном»: Она пианистка, для которой музыка – часть жизни. Любовь Завадская и Светлана Шаврова пока по-разному видят свои роли, потому что у нас несколько вторых составов. Интерпретации отличаются, но музыка Ольги Ивановны – сквозной внутренний стержень.
Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что по пьесе Грековой ставилось очень много спектаклей, даже легендарный в Театре имени Моссовета. Он по телевидению показывался. Но вы за основу взяли не саму пьесу Грековой, а работу нашего современника Ирины Васьковской. Почему взяли именно этот материал?
Сергей Морозов, художественный руководитель – директор Театра «На Литейном»: Ирина помогла перевести старый материал в современную театральную форму, используя пространство Николая Слободяника и свет Валентина Бакояна. Получилась интересная монтажная работа, так как длинные сцены сейчас воспринимаются труднее. Егору и Ирине захотелось соединить пять женских судеб, которым в пьесе отдан больший объем, чем мужским. Чтобы показать эти пять полноценных судеб, потребовался другой монтажный ход. Манера существования и внутренний пульс спектакля близки к киношному.
Людмила Ширяева, ведущая: У вас очень киношная фотосессия. Вы специально добивались такого?
Сергей Морозов, художественный руководитель – директор Театра «На Литейном»: Во-первых, фотосессия сделана в коммунальной квартире. Это не декорация. Мы последние спектакли стараемся приземлять в то или иное пространство.
Тимофей Зудин, ведущий: А на сцене как это решено?
Сергей Морозов, художественный руководитель – директор Театра «На Литейном»: На сцене условные светящиеся панели, создающие эффект просвечивания и высвечивания. Дополнительно используются барельефы, посвященные четырем подвигам. Мы сделали на сцене «черную воду», создающую ощущение зыбкости и плавучести. Этот «вдовий пароход» плывёт сквозь волны к жизни.