ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Первый массовый российский истребитель — самолёт С-16. Был сконструктирован в 1915 году. Лёгкий в управлении, он развивал скорость до 144 километров в час. Эта модель почти в четыре раза меньше своего прототипа. Маленький, да удаленький — летать тоже умеет.
А вместе с ним в воздух взмывают и другие миниатюрные военные самолёты. В преддверии 9 мая в Экпофоруме прошла выставка «Небо Победы», организованная воскресной школой при храме Рождества Пресвятой Богородицы поселка Федоровское. Юные участники представили свои рукодельные модели — от тридцатисантиметровых до трёхметровых.
АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ, моделист:
Он может лететь непрерывно около 10 минут, на больших аккумуляторах. По сути, это вертолет разобранный, с редуктором. Мы его сделали так, чтобы передача была, большой винт тянуло, потому что винты-то маленькие обычно. Передаются сигналы на стереомашинке, которые управляют поверхностями. Они от ручек отклоняют поверхности и так рулят самолетом. Ну и газ тоже управляется с пульта.
— У вас еще, смотрю, линейка в качестве…
— Ну, нам просто хороших лопастей не досталось, так что пришлось делать, из чего было.
На выставке можно увидеть собрата этой крупной модели значительно меньшего размера. Но главные герои дня — легендарные И-16. Участникам было дано задание сконструировать собственные копии именно этого самолёта, который в начале Великой Отечественной войны был одним из самых массовых истребителей в стране.
ИВАН ТЕПЛОВ, моделист:
Есть кабина, пулеметы, крыло, киль, стабилизатор. Это самое крутое, что я пока делал.
— Есть ли у тебя какая-то история, связанная с этим самолетом, кто, например, летчик?
— Да, я лётчик — Теплов Иван. На соревнование лечу первые места занимать.
Ваня, как и другие моделисты, тренировался, готовясь принять участие в конкурсе, который проходил тут же. На нем проверялась дальность полёта и точность посадки миниатюрных «ишачков» — такое ласковое прозвище издавна дали истребителю И-16.
АНДРЕЙ ТОМАШЕВИЧ, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Глинки:
Совмещалось несколько условий. Первое, это самолет должен быть реально похож, уменьшен на масштабе, на настоящий прототип. Каждый пилот, конструктор убирал себе прототип известного самолета легендарного. Второе, это его покраска. То есть надо подобрать цвета, маскировочные, защитные. И третье, параграф оценки, это детализация.
Оценить миниатюрные самолёты по этим критериям приехали почетные гости. Среди них — ветераны, которые не понаслышке знают, что такое настоящий полёт.
АЛЕКСАНДР ТИМОФЕЕВ, военный лётчик:
На Тихоокеанском флоте летали на корабельных вертолетах К-25 всех модификаций, ходили на боевую службу на кораблях, в том числе и на авианосце «Минск». Ну, когда летим, ощущения бывают разные. Если погода благоприятная и есть возможность покрутить головой, то, конечно, красиво. Лететь на Дальнем Востоке, на территории побережья, суша, моря, вот на стыке, пройти еще на малых высотах, на этих участках, это здорово, красиво. Дети занимаются очень интересным делом. То есть растёт нормальная молодёжь, устремлённая в небо.