В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой специальной композиции и импровизации Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Людмила Ширяева, ведущая: Фестиваль «Ленинградская музыкальная весна» уже более полувека служит своеобразным диалогом между прошлым и настоящим, между традицией и экспериментом. В 2025-м году он звучит особенно громко, в год больших юбилеев, сложных вопросов и новых художественных вызовов.
Тимофей Зудин, ведущий: О том, как рождалась программа фестиваля, какую музыку сегодня важно слышать, мы поговорим с нашим гостем.
Людмила Ширяева, ведущая: В чём смысл музыкальной весны 2025-го года? В чём особый посыл, особая идея?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Особая идея – рассказать о том, что сегодня в Петербурге сочиняется музыка, что у нас живет и пишет музыку более 150-ти композиторов. У них есть свои музыкальные предпочтения, разные стили, направления. Они пишут музыку для кино, для театра, симфоническую музыку, камерную, хоровую музыку, электронную и экспериментальную. Всё это разнообразие мы пытаемся продемонстрировать каждую весну и петербуржцам, и гостям нашего города.
Тимофей Зудин, ведущий: Как вы формируете такую разнообразную программу?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Главное для композиторов – союз с исполнителями. Мы счастливы сотрудничать с академическим оркестром Петербургской филармонии и оркестром Мариинского театра – ведущими симфоническими коллективами. Также сотрудничаем с ансамблем современной музыки под руководством Николая Мажара и Татьяны Резединовой и с ансамблем «МолОт» во главе с Артуром Зобниным. Эти исполнители увлечены современной музыкой и созданием нового. Допустим, Мравинский, помимо того, что это великий интерпретатор, дирижер, но мы его помним, как первооткрывателя симфоний Шостаковича, премьеры которого и звучали на фестивале «Ленинградская музыкальная весна».
Людмила Ширяева, ведущая: В этом году «Музыкальная весна» включает в себя несколько мероприятий, посвященных 80-летию Великой Победы. Как современные композиторы говорят об этих исторических событиях? Как они способны об этом говорить? Выработан ли новый музыкальный язык?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Самое интересное, что у каждого этот язык свой. Традиционные концерты, посвященные празднику, включают вокальную и симфоническую музыку, особенно произведения Шостаковича и композиторов времен Великой Отечественной войны. Современные композиторы выражают эмоции через инструментальную музыку, например, струнные квартеты и баянные сонаты. Сегодня в Дубовом зале Союза композиторов состоится концерт «А ночи здесь белые», вдохновленный Петербургом. Слоган фестиваля «Музыка, вдохновленная Петербургом», каждый раз вдохновляет нас на новый путь, для того чтобы рассказать близкую каждому историю.
Тимофей Зудин, ведущий: Концерты проходят в разных пространствах, локациях – от традиционного Мариинского театра до, например, Военно-морского музея. Как влияет атмосфера, место на восприятие музыки?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Я люблю посещать Военно-морской музей со своим сыном, музей рассказывает о славной истории нашего флота. Когда концерт, посвященный празднованию победы, звучит в этих стенах, то это воспринимается особенно глубоко. 25 мая состоится дневной хоровой концерт. Люди, которые пришли послушать хор, садятся и слушают, а посетители выставки проходят сначала мимо, а потом начинают занимать пространство рядом, создавая ощущение общности и усиливая восприятие музыки.
Людмила Ширяева, ведущая: Название одного из концертов «Неискусственный интеллект». Как вы относитесь к теме внедрения ИИ в композиторскую деятельность?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Искусственный интеллект – это ещё одно устройство, плагин для того, чтобы мы создавали музыку ярче и интереснее. Мне кажется, слушателю всё равно, создал её живой человек или искусственный интеллект. На фестивале прозвучит музыка более 60-ти композиторов. Современные композиторы малоизвестны: чаще запоминают исполнителей, но не авторов. Искусственный интеллект усугубляет эту тенденцию, но это и вызов для композиторов – им нужно постоянно опережать технологии, чтобы оставаться актуальными.
Людмила Ширяева, ведущая: Озвучьте хотя бы 2-3 имени современных композиторов.
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Я бы назвал Леонида Резетдинова, автора киномузыки и симфонических произведений, Александра Радвиловича, создателя фестиваля «Звуковые пути». У последнего в этом году юбилей. Также назову Анатолия Кальварского, законодателя симфоджаза, чьей музыкой завершится фестиваль в честь его 90-летия. Также хочу упомянуть моих современников, преподавателей Петербургской консерватории: Николая Мажару, пианиста и композитора, лауреата конкурса Прокофьева, Светлану Нестерову.
Тимофей Зудин, ведущий: Как вы оцениваете интерес петербургской публики к современной академической музыке?
Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля: Я считаю, что эпоха пандемии, цифровых технологий немножко разворачивает публику в сторону академической музыки. Хочется немножко переключиться, прийти в зал, увидеть исполнителя, испытать эмоциональное потрясение, а иногда и подумать. Академическая музыка насыщена смыслами, несколькими слоями, и каждый может услышать в одном произведении абсолютно разные идеи. Сегодня это, своего рода, вид активной медитации.