ЭМИЛИЯ БЕРЕЗИНА:

Мой папа помогал строить этот комплекс. Он с большим желанием сюда ходил: убирали, носили, то есть делали всю такую простую работу. Благодаря энтузиазму вот этих людей, которые бескорыстно от чистого сердца сюда приходили в любое время свободное, памятник очень быстро построили.

АНДРЕЙ КОЗЛОВ, специалист по экспозиционно-выставочной работе Монумента героическим защитникам Ленинграда:

Дискуссия об установке памятника с 1958 года велась. Было понятно, что памятник должен быть большой, массивный, но каким он должен быть? Это должна быть стела? Или это должны быть колонны? Или это должна быть большая гранитная глыба? Эти вопросы решались в течение десятилетий. И в 1975 году был открыт Монумент героическим защитникам Ленинграда, посвящённый в целом событиям обороны города и всем жертвам, которые здесь были понесены среди воинов и среди гражданского населения.

ЭМИЛИЯ БЕРЕЗИНА:

Это место называлось до войны Старой Рогаткой. Мой отец, ему было 5 лет, когда началась война, жил здесь вместе со своей семьёй: с отцом, с матерью, со своим дядей и младшим братом. В первые же дни войны немецкой бомбардировкой, артобстрелами дома здесь были все уничтожены. Мой отец всю жизнь искал своего брата, потому что брат во время артобстрела одного из налётов, он пропал без вести, больше его найти не смогли.

АНДРЕЙ КОЗЛОВ, специалист по экспозиционно-выставочной работе Монумента героическим защитникам Ленинграда:

Памятник, он должен был, с одной стороны, увековечить усилия из жертвы, понесённые в ходе обороны города, с другой стороны, он должен был быть и частью ворот въезда в город с стороны Московского шоссе. Это два пространства: одно из них внутри кольца блокады, пространство города, где скорбная фигура матери с ребёнком, и пространство победное, площадь победителей — все эти фигуры скульптурные в своей силе гравитации, как будто бы её преодолевают, эти два пространства разделяет 47-метровая стела, даты на которой расширяют посвящение памятника до размеров всей Великой Отечественной войны.

ЭМИЛИЯ БЕРЕЗИНА:

Приходя сюда, конечно, я в первую очередь думаю о своей бабушке, о своём дедушке, о тех людях, которые не пережили блокаду, но они спасли своих детей, дали им жизнь для того, чтобы мы: я, моя дочка, моя внучка — смогли появиться на этой земле и жить.

АНДРЕЙ КОЗЛОВ, специалист по экспозиционно-выставочной работе Монумента героическим защитникам Ленинграда:

Монумент героическим защитникам Ленинграда венчает собой целую цепь памятников Зелёного пояса С лавы, которые возводили на местах боёв, на местах самых значимых событий. Ощущение чего-то живого, листьев, деревьев, полей, которые становятся фоном для памятников на Зелёном поясе Славы, даёт очень важное ощущение достигнутого мира.

ЭМИЛИЯ БЕРЕЗИНА:

Мы с мужем, когда поженились, в феврале 1979-й год, стояли жутко трескучие морозы, мы ехали обратно, я поняла, что мне необходимо сюда прийти, зайти. Я была в босоножках, муж взял меня на руки, и вот так он меня донёс прямо к памятнику. Мы возложили с ним вдвоём цветы, ну и дали, наверное, клятву, что будем помнить наших родных и будем за них жить.