НАТАЛИЯ АНТОНОВА:

Мы ещё маленькие были с братом, нас с собой привозили сюда. Вот этого дерева не было, была только стена, здесь было много-много венков и цветов.

Отец воевал в этих местах: Невский Пятачок, Невская Дубровка, вот это вот всё. Вот здесь, в районе Невы, где были очень жаркие, кровавые бои, где до сих пор ещё находят снаряды, мины, не разорвавшиеся, прошла вся его военная деятельность. А на это место потом приезжал со своими товарищами, которые остались живых.

АРТЁМ ШИПУНОВ, научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры:

Мемориал Холм Славы, также известный как Безымянная Высота, это один из первых памятников Зелёного Пояса Славы. Строительство началось в майские дни 1965-го года, в преддверии 20-летия победы в Великой Отечественной войне. Он отмечает важный рубеж: там, на правом берегу Невы, обозначилась граница, где закрепились войска Красной Армии.

НАТАЛИЯ АНТОНОВА:

Отец рассказывал, нам же было интересно, как языков он ловил: караулил долго, в белом маскхалате, если это была зима, чтобы не видно его было, лежал в снегу, замороженный весь. За его голову немцы назначали большую сумму. Он стал снайпером и организовал снайперское движение. Обучил около 80 снайперов, которые в общем итоге подбили более тысячи фашистов. Когда началась война, ему исполнился 21 год. Мальчишка ….

АРТЁМ ШИПУНОВ, научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры:

Холм Славы – это курган ХХ века: он бетонный, он такой вот — угловатый, вот представляете, артиллерийский снаряд упал, происходит взрыв, и как будто земля поднимается, и вот выламывается почва, выламывается грунт. И вот этот взрыв — он застывает в моменте, и получается вот этот образ: с одной стороны, вот такой архаичный древний курган, а с другой стороны, вот этот динамичный застывший взрыв.

Григорий Данилович Ястребенецкий, руководитель скульптурной части работ, он вспоминал, что когда-то, гуляя по Балтийскому морю, он увидел дерево, которое раскачивалось под ветром. И это дерево напомнило ему женщин, которых он видел когда-то, когда уходил на войну, они махали руками, и он решил вот этот образ воплотить вот в этом монументе. Им была создана скульптура, получившая название «Древо жизни».

НАТАЛИЯ АНТОНОВА:

Я часто смотрю фотографии моего отца со своими сослуживцами и пытаюсь себе представить, какие они были юные, вот когда война была, потому что они так трогательно друг друга обнимали, так нежно это было, ну, видно, что это была родная семья одна. И это помогало, наверное, им и выжить, и воевать, и сохранить человеческое в таких условиях тяжёлых. Вот это я запомнила. Даже когда они встречались, это были очень приятные встречи, добрые всегда.

АРТЁМ ШИПУНОВ, научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры:

Так, как в 60-е, сейчас уже, конечно, никто не сделает. Это слепок определённой художественной культуры, определённого образа мыслей, того своего времени, времени, которое называют сейчас поколением победителей. То есть люди вернулись с фронта, и вот 20 лет спустя им захотелось вот так вспомнить о своих товарищах, о своей собственной фронтовой эпопее.

НАТАЛИЯ АНТОНОВА:

Вот в мемориале, я думаю, что здесь какой-то воздух свободы, порыв к небу, вот к ним, туда. Что-то здесь вот доброе, хорошее здесь сейчас. То, что в войну, конечно, было тяжело, всё изранено, а теперь все это зажило, и главное, чтобы это оставалось в памяти, никто не забывал.