На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария.

Тимофей Зудин, ведущий: 20 января на календаре, завтра нас ждет великое событие межпланетного масштаба, и это не шутка. Можно будет увидеть в небе редкое астрономическое явление – великое планетарное выравнивание.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Нашему взору предстанут сразу шесть планет Солнечной системы: Марс, Юпитер, Уран, Нептун, Венера и Сатурн. Они выстроятся в одну линию. А вот как их разглядеть, и часто ли вообще такое событие происходит, мы узнаем далее.

Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария: Вынуждена вас сразу немножко разочаровать, ничего особенного. Именно завтра у нас с вами такого не будет, а вот зато планеты можно сейчас вполне хорошо наблюдать с начала года, мы это делаем.

Тимофей Зудин, ведущий: Вот мы знаем, что парад планет или выравнивание планетарное бывает малым, большим и великим, и нас ожидает вот именно великое. Что это означает?

Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария: К сожалению, нет. Во-первых, нет такого термина – «выравнивание». Парад планет — это все-таки понятие гражданское, ненаучное, но чаще всего им обозначают, когда четыре планеты собираются в каком-нибудь узком секторе неба, их видно одновременно сразу, то есть 20-30 градусов примерно между ними расстояния между всеми. А великое или большое – это одно и то же, это когда уже больше планет собираются. Но сейчас, с одной стороны, планет-то видно много, но с другой, они расположены в очень широкой области, градусов, наверное, 120-130, поэтому их можно увидеть за ночь, их можно увидеть, если ты осматриваешь небо от края до края, но не в одном маленьком секторе.

Тимофей Зудин, ведущий: А вот 28 февраля, мы знаем, что тоже будет вот некое скопление планет. Оно будет более масштабным?

Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария: И да, и нет, потому что прибавится Меркурий к тому, что у нас есть. Но условия наблюдения будут намного сложнее. Когда станет видно Меркурий, Сатурн, судя по всему, уже уйдет. Поэтому, в общем и целом, просто сейчас расположение меняется. Планеты мы наблюдаем, наверное, с осени, сейчас Венера с начала зимы у нас присоединилась – самая яркая точка, самая удивительная, поразительная на небе.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: А как же ее разглядеть?

Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария: И до конца февраля можно будет наблюдать.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Дайте нам какие-то ориентиры, куда направить свой взор. Вот для максимально любительского взгляда что доступно?

Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария: Как только у нас Солнце садится, в той стороне, где садится Солнце, появляется Венера, ее видно сразу, пока еще нет никаких других звезд, и она поразительно яркая. Вслед за ней, если мы немножко переводим взгляд на лево и повыше, разгорается Юпитер, он чуть-чуть ей уступает, и в этот момент, сложно так сказать, условно говоря, напротив Венеры появляется Марс – оранжевая точка, его сложно перепутать, даже уже когда стемнеет, и даже когда уже там Орион, Близнецы и другие зимние звезды появятся выше и разгорятся, потому что он прям яркий и красноватый. Это первое, что обращает на себя внимание. Но вообще недалеко от Венеры сейчас находится и Сатурн, хотя вот его от звезд отличить немножко сложнее, а если у вас есть телескоп или бинокль хотя бы, то тогда можно пробовать искать Уран и Нептун.

Тимофей Зудин, ведущий: А вот давайте поговорим о том, откуда можно разглядеть эти планеты. Видны ли они просто из городской черты невооруженным взглядом? И какая оптика в этом может нам помочь?

Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария: Да, сами планеты, в том числе и Сатурн видно в городе вполне, даже просто невооруженным глазом. Вопрос в том, что, если вы хотите уже какие-то детали рассмотреть, конечно, уже тут нужен телескоп, хотя бы маленький, но в самый простой бинокль можно вполне увидеть спутники Юпитера, они могут быть доступны. А уже дальше для поисков более тусклых планет Урана и Нептуна, как я сказала, нужен нам какой-то инструмент.

Тимофей Зудин, ведущий: Это все-таки парад планет завтра будет происходить на небосводе?

Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария: В общем-то нет, если мы придерживаемся определения парада планет, как его чаще всего воспринимают, то увы.

Тимофей Зудин, ведущий: Слушайте, а вот астрологи парады планет и выстраивание звезд линейно связывают с какими-то катаклизмами, природными явлениями. Вы как относитесь к такой версии?

Мария Смирнова, заведующая обсерваторией Санкт-Петербургского планетария: Мне кажется, что здесь все довольно просто. Поскольку астрономия – это не наука, это псевдонаука. Те, кто доверяет подобным высказываниям, это просто нехватка образования, к сожалению, могу сказать.