МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:

Нам порой бывает очень любопытно, что готовят на своих кухнях другие люди. А разве не интересно, что они читают, какие книги берут в библиотеках? К некоторым из этих книг мы присматриваемся чуть внимательнее. За мной, читатель!
Есть классика петербургская, а есть классика ленинградская. Вадим Шефнер «Сестра печали». В отличие от Ремарка товарищей у него не три, а четыре, и скорее всего этот текст более связан с личными воспоминаниями автора. Да, есть ещё один, пятый товарищ. Это город — старый друг главного героя, его помощник, который молча все его печали берёт на себя. С нами тоже ведь такое бывает? Васильевский остров — малая родина бывшего детдомовца Толи. Большинству линий и проспектов он даёт свои названия: к примеру, Сардельская линия, Многособачья улица или линия Грустных Размышлений, с которой как раз можно было свернуть на проспект Замечательных Недоступных Девушек. Так назывался у него Большой Проспект Васильевского острова. Персонажи Ремарка жили после войны Первой мировой, герои Шефнера — в предчувствии Второй — сначала Финской, затем на фронтах Великой Отечественной. Любимая девушка Толи погибает во время артобстрела в блокадном Ленинграде. По Шефнеру, сестра печали — это и есть война. И светлой эта печаль быть не может.
От прозы поэта (Вадим Шефнер) — к прозе художника (Арина Обух). С обоими определениями я полностью согласен. А тут и мостика перекидывать не придётся. Свою биографию она описывает, как перемещение по петербургским мостам. С Васильевского острова через Дворцовый в изостудию Эрмитажа, потом художественный лицей, оттуда через Пантелеймоновский в Соляной городок и Академию Штиглица. Арина Обух впорхнула в литературу со своей образной палитрой, легко переплетая слова и краски. Проза её лёгкая, ироничная, остроумная — настоящий импрессионизм в литературе. А ещё она сама иллюстрирует свои тексты. Для выпускницы художественно-промышленной Академии это вполне естественно. Арина Обух «Муха имени Штиглица».
Петербург — город, мистический. Это знает даже шестилетний ребёнок. Именно поэтому, скорее всего, у нас столько почитателей литературной готики, то есть страшных рассказов. В том числе и среди читателей библиотек. А вот и один из самых ярких представителей жанра. Стивен Кинг — скажете вы, и будете неправы. Сам глубокоуважаемый мистер Кинг назвал его «величайшим писателем классического хоррора, которого не превзошёл ни один автор XX века». Что? Уже страшно? Ничего, дальше будет страшнее. Говард Филлипс Лавкрафт. Сборник «Притаившийся ужас». Одни названия рассказов чего стоят, судите сами: «Кошмар в Ред-Хуке», «Шепчущий во тьме», «Усыпальница», «Кошки Ултара». Последний будет очень поучителен для тех, кто не любит котиков и позволяет себе их мучить.
И напоследок — вкусная цитата. «Однажды, когда мать дала ему и сестре по куриной ножке, у юного Коли мелькнула мысль, что если бы у куры было четыре ноги, то их хватило бы на всю семью (…). Но у куры имелось только две ноги, и эта несправедливость природы царапнула чуткое детское сердце».
И это снова Вадим Шефнер. Рассказ «Курфюрст Курляндии».
С вами был Михаил Спичка. Читайте со вкусом.