В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Канторов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», заслуженный артист России и Елена Опарина, заместитель директора по концертной работе Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика»
Тимофей Зудин, ведущий: Мы желаем нашим зрителям удачного и радостного дня. Источником радости могут быть самые простые вещи: чашка ароматного кофе, беседа с интересным человеком. И, конечно, неисчерпаемый источник радости и вдохновения – это музыка. Общедоступный концерт «Музыка радости» пройдет 3 декабря в Ледовом дворце. Перед зрителями выступит Государственный симфонический оркестр «Классика». Репертуар составят популярные симфонические миниатюры Моцарта, Бетховена, Штрауса и других авторов. В преддверии такого концерта, хочется спросить, какие композиторы, произведения вам доставляют больше всего радости?
Александр Канторов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», заслуженный артист России: Начнем с Моцарта. Это у нас традиция. Это свет, солнце, тепло. Бетховен и Вебер, Иоганн Штраус безусловно. Штраусом мы обычно заканчиваем, чтобы осталось такое вальсообразное ощущение от нашего концерта. Я очень люблю играть такие вещи, и, чтобы все пришли на этот концерт, потому что уйдете действительно с радостью и с ощущением счастья, так бы я сказал.
Елена Опарина, заместитель директора по концертной работе Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика»: Почему «Музыка радости»? Наверняка у всех есть вопрос. Обычная питерская ситуация, погода сомнительная, день короткий, сложности работы, много всего. К концу дня кажется, что только бы домой скорее убежать и забыться. И потом ты приходишь на концерт, и как лампочку зажгли, и все по-другому, и думаешь какое счастье, что я все-таки пошел. Я долгое время думала, что это эмоция только музыкантов. Сейчас в связи с проектом мы общаемся с разными людьми, и все время один и тот же ответ, какое счастье что мы пришли, мы так рады в это сложное время погодное, вообще жизненная ситуация. Приходишь, слушаешь музыку и наполняешься новыми позитивными эмоциями.
Тимофей Зудин, ведущий: Название родилось не случайно. Концерт «Музыка радости» – часть масштабного проекта, который посвящен писателю Даниилу Гранину. Расскажите, почему именно ему? И какая история с ним связана?
Александр Канторов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», заслуженный артист России: Я расскажу с удовольствием, потому что однажды Даниил Александрович был на нашем концерте и сказал, что это была одна сплошная радость. Тут аплодисменты обычно. И мы это название сделали благодаря вот его отзыву о нашем концерте. «Музыка радости» – одна сплошная радость. И будем достойны, наверное, этого великого человека, если публике понравится, и будем нести радость, как он и хотел.
Елена Опарина, заместитель директора по концертной работе Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика»: Это стало девизом нашим на разных концертных площадках. И мы хотим отметить, что Ледовый дворец, в котором состоится наш ближайший концерт, казалось бы, необычная площадка для классической музыки, но маэстро как раз и известен в городе, и не только тем, что он ломает стереотипы о том, что классическая музыка должна звучать в каких-то филармонических залах, что может быть кому-то скучно, кто-то не понимает. И поэтому мы приглашаем самые разные площадки, был недавно концерт в большом концертном зале Октябрьский, полный зал был. И оправдывает себя вот этот энтузиазм, с которым маэстро берется. Чем больше народа, тем больше у него радости до энтузиазма и желания.
Александр Канторов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», заслуженный артист России: Для меня еще это ностальгия. Я комментирую уже давно, и начинал я как раз с Октябрьского зала, с Ледового дворца, поэтому я буду дирижировать и плакать.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: О чем будете рассказывать?
Александр Канторов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», заслуженный артист России: О чем рассказывать? О, это вы меня в тупик поставили.
Елена Опарина, заместитель директора по концертной работе Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика»: Вы знаете, это очень живой процесс на самом деле. Мы вот в БКЗ тоже просили слушателей писать нам записки, и так получается, что у нас возник в какой-то момент парный конферанс – маэстро рассказывает, дирижирует, я тоже что-то рассказываю, общаюсь с публикой, читаю записки. И рождается вот этот процесс, кто-то пишет, мы хотим услышать, иногда это совпадает. У нас есть папка у каждого музыканта, и там много-много произведений, которые, по мнению маэстро, способны вызвать радость, способны вот зажечь какой-то интерес у публики. И иногда действительно совпадает, иногда мы запоминаем, что хотели услышать.
Александр Канторов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», заслуженный артист России: Да, чувства нас просто завалят.
Тимофей Зудин, ведущий: Интересная формулировка, общедоступный концерт. Чем он будет отличаться от предыдущих?
Елена Опарина, заместитель директора по концертной работе Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика»: Не секрет, что к Новому году цены на концертных площадках стремительно взлетают наверх. Наша политика, это наше осознанное решение, мы хотим, чтобы на наши концерты, на «Музыку радости» люди могли прийти всей семьей, могли прийти с детьми. То есть сколько желающих в семье есть получить заряд радости, столько людей должно иметь возможность посетить концерт. Поэтому у нас очень демократичные цены. И мы благодарны Комитету по культуре Санкт-Петербурга, они нас поддержали в этом нашем стремлении донести до петербуржцев, именно сделать доступным классику.
Александр Канторов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», заслуженный артист России: Нет, они молодцы. Потому что я говорил, Ледовой дворец – дороговато, бросьте, играйте на здоровье. Так что будем всех приглашать и никого не выпускать.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Вы руководите оркестром, который называется «Классика». Что сегодня можно отнести к классике? Можно ли, например, в этом контексте говорить о музыке Андрея Петрова?
Тимофей Зудин, ведущий: О джазе, может быть, о саундтреках каких-то голливудских фильмов.
Александр Канторов, художественный руководитель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», заслуженный артист России: Я вас разочарую, наверное, у нас название оркестр «Классика», и вот проверенная веками музыка, которую я пытаюсь настроением каким-то сверху спустить к нам, или нас поднять к ним туда. И поэтому мы стараемся играть совсем уже веками проверенные произведения.
Елена Опарина, заместитель директора по концертной работе Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика»: Но Андрей Павлович, конечно, это тоже уже наша петербургская классика. И тоже очень была нежная дружба с замечательным композитором, и он даже надел на маэстро однажды корону короля вальсов Санкт-Петербурга. Вальс – это как нельзя больше подходящий жанр для радости.