В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.

Тимофей Зудин, ведущий: До нового года осталось не так уж много. И в новый год мы войдем с новыми штрафами. В правительстве разрабатываются поправки в Кодекс об административных правонарушениях, о новых штрафах за нарушение ряда правил дорожного движения.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Они могут вступить в силу уже 1 января нового года. С 1 января живем по-новому. За что будут штрафовать усиленно, узнаем у автоэксперта.

Тимофей Зудин, ведущий: Как вам кажется, какие изменения в штрафах будут наиболее чувствительны для водителей?

Дмитрий Попов, автоэксперт: У меня много вопросов вообще к этой инновации. Я свято верю в то, что с 1 января никаких новогодних подарков нам не прилетит. Все-таки это пока проект, который зашел в Государственную Думу на рассмотрение. Когда я смотрю в эту таблицу штрафов, то понимаю, что просто взяли и все кратно в полтора раза умножили и получили новую таблицу.

Тимофей Зудин, ведущий: С другой стороны, вот штраф 250 рублей за превышение скорости абсолютно неощутимый.

Дмитрий Попов, автоэксперт: Он не 250, он 500, но со скидкой пополам. Скидка, кстати, тоже деформируется в этом проекте. Дело в том, что скидка в 50% от нас по замыслу создателей уходит, и должна будет появиться другая скидка всего в 25%.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Не появится ли в связи с повышением самой суммы и уменьшением скидки большее количество неплательщиков?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Это все не про безопасность, это все про деньги и психологию, потому что я наблюдаю в игре со скидками элемент балансирования на грани. С одной стороны, мы точно знаем с вами, что, когда была введена 50%-ная скидка, то собираемость штрафов по абсолютной сумме увеличилась. То есть и исчезли накладные расходы, связанные с исполнительными производствами, работой судов и так далее. И, с другой стороны, мы наблюдаем, сокращение величины скидки приведет к тому, что в большинстве случаев при повышении в полтора раза тарифа, так скажем, по штрафу, мы практически со скидкой будем платить то, что до этого платили без скидки. То есть было у нас 500 пополам 250, сейчас будет 750, со скидкой 500.

Тимофей Зудин, ведущий: Но потом есть психологический момент, что стоит поторопиться, скоро скидка закончится.

Дмитрий Попов, автоэксперт: Да. И балансирование состоит в том, что срок возможности уплатить со скидкой отодвинули, дать человеку возможность еще немножко посомневаться и все-таки заплатить. Ряд экспертов говорят, что собираемость штрафов скорее всего сократится. Я думаю, что по абсолютной сумме, по величине поступления в бюджет мы останемся на том же уровне, на каком были. То есть количество желающих уплатить со скидкой чуть-чуть упадет, но при этом сама сумма к выплате со скидкой вырастет. Поэтому останемся где-то на том же значении, на каком и были.

Тимофей Зудин, ведущий: Штраф за пьянство за рулем будет составлять 45 тысяч рублей, при этом это настоящий бич в России. И штраф за это нарушение меньше средней зарплаты по региону. Не пора ли ввести какие-то по-настоящему, оградительные штрафы, чтобы человек его долго выплачивал?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Если посмотрим с вами на динамику изменения ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения, давайте сразу скажем, что это вообще отдельная тема для разговора, и оно не работает. Как бы у нас было и без штрафов, у нас же было просто лишение, наказание за управление. Сейчас комбинация, это же не просто штраф, а это лишение прав от полутора до двух, и так далее, при повторном еще больше. А это никак не действует, потому что у нас отсутствуют механизмы неотвратимости наказания в целом. У нас такое маленькое количество сотрудников ГАИ на дороге, что есть огромное количество людей, которые на авось могут без прав ездить годами. Годами разъезжают без прав и, в том числе, и лишенные прав. Поэтому, пока мы не решим проблему с неотвратимостью наказания, эти все увеличения штрафов по сумме не будут работать в целом. Многие слышали, увеличивается в полтора раза, но каждый думает, что это не про меня, потому что я сегодня гаишника и не встречу, я завтра гаишника не встречу. Я точно знаю людей, которые по несколько лет, не имея водительского удостоверения, управляют автомобилем, и ничего не происходит.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Давно ходят слухи об отмене нештрафуемого 20-километрового предела при превышении скорости. Слухи это, не слухи? Как вы относитесь к этому?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Эта проблема поднимается очень регулярно, и вот этот нештрафуемый порог в 20 километров в час является позором нашей страны. Мы единственная страна в мире с не самой хорошей аварийностью, с не самым большим количеством сотрудников ДПС и с не самыми высокими штрафами, мы единственная страна в мире, которая обладает такой глупостью, когда ограничение скорости составляет 60, но можно ехать 79. Я напомню, что у нас этот нештрафуемый порог не так давно появился, как многие говорят, с 6 сентября 2013 года, а до этого было так же, как у наших белорусских братьев 10 километров в час. Я плохо отношусь к этому порогу, потому что вот эта возможность нарушать, превышать скорость, очень сильно влияет на вопрос, связанный с организацией дорожного движения и со всем, что касается безопасности. Но отменять не будут. Тем не менее, обсуждается, очень много инициатив по поводу отмены, правительство выступает против, потому что это депопулистская мера. Народ негативно к этому, конечно, отнесется, необходимо подкорректировать организацию движения и скорости.

Тимофей Зудин, ведущий: Повлияет ли повышение штрафов на безопасность движения? И в общем на собираемость штрафов?

Дмитрий Попов, автоэксперт: Я думаю, что это не повлияет. Во-первых, если бы это было заточено под безопасность, то не все надо было бы повышать. Надо было бы вырезать маникюрными ножницами те статьи, которые являются драйверами ДТП и по ним повысить. Но не в полтора раза, а в два, в три. А остальные статьи, которые влияют больше на организацию, их оставить в том виде, в каком есть. Я думаю, что вот так. Это повышение, мне больше кажется, привязано все-таки к деньгам, а не к безопасности.