В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Коткин, психолог.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: 29 ноября. На календаре последняя пятница ноября, последняя пятница осени, и маркетологи не просто так прозвали ее «черной пятницей», днем масштабных распродаж. А вот борцы с излишествами общества потребления объявили ее всемирным Днем отказа от покупок.

Тимофей Зудин, ведущий: Так покупать или не покупать? Вот в чем вопрос. Будем разбираться вместе с нашим гостем в студии.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Можно по-разному относиться к промо-акциям маркетплейсов, меньше или больше реагировать на рекламные баннеры, которые обещают нам товары по супер низким ценам. Но объективно без шоппинга нам не прожить – продукты, одежда, предметы обихода. Какую положительную роль в нашей жизни играют покупки?

Дмитрий Коткин, психолог: В любом случае они вызывают массу позитивных эмоций, потому что мы возвращаемся в состояние охотника-собирателя. То есть эмоции, которые испытывает женщина в магазине, сравнимы с эмоциями, которые испытывает мужчина во время охоты и рыбалки. Мы купили диван, мы притащили его домой, вот ты над ним стоишь, он еще пахнет свежим формалином, весь в пленочке, ты завалил мамонта. От этого организм испытывает массу радости, потому что ты чувствуешь себя альфа-самцом, это, конечно же, мощная позитивная эмоция.

Тимофей Зудин, ведущий: Не всегда только позитивные эмоции мы испытываем. Какие правила покупок можно для себя выработать? Что покупать? Как планировать? И как не жалеть потом о потраченных деньгах?

Дмитрий Коткин, психолог: Начнем с последнего вопроса. Если вы все-таки купили что-то не то, оно не подошло, в любом случае это можно продать, это можно подарить. В крайнем варианте дойдите до любого детского дома, сдайте вещи туда, вы испытаете столько же радости, как и при самой покупке. А для того, чтобы не ошибаться с покупками, есть такое правило, что покупка совершается дома. То есть есть очень четкий алгоритм действий, надо взять листочек бумаги и написать, что ты хочешь купить, если это джинсы, то какие, какого фасона, какого цвета. Второе – для чего ты это хочешь купить, нужно четко понимать, где ты это будешь использовать, чтобы потом не расстраиваться, если ты это использовать не будешь. Вы купили соковыжималку, и потом она у вас стоит год, и вы пользовались ей всего лишь два раза. Третье – составить хотя бы какой-то приблизительный план перемещения по торговому центру, по магазинам и выделение бюджета. То есть четкое определение, сколько денег я могу потратить, а сколько денег я тратить точно уже не буду.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Почему так притягательны маркетплейсы? Почему люди испытывают двойную радость, вначале выбирая, потом отправляясь в пункт выдачи?

Дмитрий Коткин, психолог: Вот как раз за счет сравнения с супермаркетом вы испытываете чувство радости, потому что вам кажется, что вы сэкономили. Маркетплейсы работают в первую очередь на экономии средств. Они вам показывают, сколько денег ты сэкономишь, если купишь у них. И у человека возникает ощущение, что он зарабатывает. Он приходит на маркетплейс, покупает, а такая-то сумма у него сэкономлена, он может потратить ее куда-то еще. И это очень легко. Это обманчиво. И та же самая история про чёрную пятницу, это тот же самый механизм – заставить думать, что ты зарабатываешь деньги на покупках.

Тимофей Зудин, ведущий: Но всё-таки существует такая проблема, как шопоголизм, и не все могут её у себя увидеть и распознать. Как это сделать? На что обратить внимание? И как распознать её у своих близких?

Дмитрий Коткин, психолог: Это уже болезнь, мания называется. И первый признак такой зависимости – это, конечно же, ложь. То есть, когда человек начинает врать, он начинает врать близким, начинает врать себе, и это, наверное, ключевой признак. Вторая история, понятно, связана с деньгами. Деньги начинают очень быстро куда-то исчезать, и от человека нужно прятать карточку, телефон для того, чтобы он не мог воспользоваться маркетплейсом и что-то купить. Это постоянная зависимость, когда ты хочешь прийти, зайти, смотришь каталоги и покупаешь очень часто абсолютно ненужные тебе вещи, потому что ты получаешь удовольствие от процесса покупки.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие первые звоночки должны насторожить?

Дмитрий Коткин, психолог: Остановиться – это понятно, принять то, что ты начинаешь совершать покупки под с действием импульса, после какого-то рассказа, товарища, человека, рекламы и так далее. А вот как остановиться, самое главное – это, наверное, фиксация бюджета. То есть ты должен четко понимать, сколько денег ты можешь потратить на покупку. А вторая история – это, наверное, про одиночество. Очень часто мы совершаем покупки, потому что нам негде больше получать энергию, эмоции, и для того, чтобы побороть вот эту зависимость, нужно искать хобби. Где я буду тратить больше времени, где я получать будут вот эти эмоции, не на маркетплейсах, а с реальными живыми людьми, с реальными любыми событиями.

Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня черная пятница, это день скидок, распродаж, кто-то ринется за покупками. А есть точка зрения, что это всемирный день отказа от покупок, наоборот, вот такие две крайности. Вы все-таки к какой склоняетесь и склоняли бы наших зрителей?

Дмитрий Коткин, психолог: Если это один раз в год – это прикольно, это весело, это интересно, это в любом случае масса энергии, какой-то азарт. Даже если ты ничего не купишь, но просто посмотреть на людей, на цены, на скидки, порадоваться. Это приятно, один раз в год это можно сделать.