В гостях у программы «Утро в Петербурге» Николай Корнеев, режиссёр фильма «Брюллов. Портрет. Свет и тени».
Людмила Ширяева, ведущая: Уже завтра в эфире нашего телеканала состоится премьера из серии документального цикла «Легендарные земляки». Проект «Брюллов. Портрет. Свет и тени».
Василий Киров, ведущий: Карл Брюллов – первый русский художник, о котором заговорила вся Европа, и более подробно о масштабе личности киноисследование, которое позволит совершить нашим зрителям путешествие по самым эмоциональным моментам в жизни великого Карла, как его, кстати, называли современники, мы спросим у режиссера.
Людмила Ширяева, ведущая: Почему творчество Карла Брюллова актуально многие годы?
Николай Корнеев, режиссёр фильма «Брюллов. Портрет. Свет и тени»: Прошло, можно сказать, несколько столетий, и если разбираться в его творчестве, то, например, мы можем увидеть произведения, которые стали предтечей, как это ни странно, модных явлений конца XIX века, начала XX века. Это импрессионизм и реализм. То есть человек в первой половине XIX века уже делал какие-то инновационные работы. Плюс сама жизнь Карла Брюллова, я думаю, будет откликаться у зрителей, потому что человек-то, скажем так, не без ошибок, не без каких-то любовных разочарований, что нам всем понятно. Потому что, когда мы говорим о классиках, будь то Пушкин, будь Брюллов, нам кажется, что это такие высокие фигуры, и все идеально. А на самом деле все земное им не чуждо.
Василий Киров, ведущий: То есть в фильме будет и об этом. Но на самом деле, когда мы говорим Брюллов, то сразу ассоциация возникает с «Последний день Помпеи». Чем можно еще удивить зрителей? Какими интригами личной жизни? Или все-таки более творческими?
Николай Корнеев, режиссёр фильма «Брюллов. Портрет. Свет и тени»: Да, Карл Брюллов создал шедевр «Последний день Помпеи», и это самая известная его работа, к сожалению, или к счастью. Но на самом деле это очень плодовитый художник, у него очень много других работ, которые стали в свое время прорывными. И вот когда студия документальных фильмов «Телеинвест» предложила мне заняться фильмом о Брюллове, я вначале не стал читать биографию Брюллова. Я пошел просто в Русский музей и обнаружил для себя такой интересный момент, что там висят два портрета: один портрет написан в 1833 году, то есть в расцвете сил, у него открытый взгляд, он готов к новым свершением, а другой портрет на этом же уровне, как его отражение в зеркале, буквально через 15 лет он уже истощенный, смотрит куда-то внутрь себя. И я даже взял формулировку у Русского музея у них на сайте, это такой итог, скажем так, разочарования в своей судьбе, и мне стало интересно рассказывать больше не про «Последний день Помпеи», а как провести вот эту линию от одного эмоционального состояния к другому эмоциональному состоянию, потому что последний автопортрет написан буквально за несколько лет до смерти.
Людмила Ширяева, ведущая: Получается, что в фильме мы проследим не только историю создания шедевра, но и личную. А вот понятно, что личность Брюллова, как любого выдающегося деятеля прошлых лет, скажем так, окутана тайнами и легендами. Какие мифы удалось развеять? А что подтвердилось в вашем расследовании, что действительно поражает уже нас, современников?
Николай Корнеев, режиссёр фильма «Брюллов. Портрет. Свет и тени»: Да, скажем так, если переводить на современный язык, то, конечно, было много скандальных моментов. Например, Брюллов в 38 лет женился на Эмилии Тим, которой было 18 лет, брак продлился буквально месяц, а на тот момент Брюллов – это суперзвезда. То есть тогда не было кино, все арт-блокбастеры люди видели в галереях, и для них вот это было кино, и он был суперизвестной личностью. И представляете, он разводится, у них очень скандальный развод, и если переводить на наши современные рельсы, то сейчас бы это все обсуждали в ток-шоу, в соцсетях и так далее, и очень много сплетен, и, соответственно, из-за этого появляются мифы. И опять же, когда изучаешь его биографию, то везде написано, что Карл Брюллов занимался росписью Исаакиевского собора Монферрана. Все, на этом заканчивается. Но, когда я поговорил с заместителем генерального директора Русского и сейчас предлагаю познакомиться с этим фрагментом, чтобы не было спойлеров, но заинтриговать. И вот когда мы говорим о классиках, Монферране, мы все благодарны его наследию. Оказывается, все не так было просто. У них были свои, скажем так, небольшие противоречия. И вот это меня удивило. То есть, когда ты читаешь то, что Николай I забраковал два эскиза Брюллова, кажется, какой же Николай I нехороший человек. И потом говоришь с экспертами, и оказывается, что все не просто так.
Василий Киров, ведущий: Что лично тебя удивило в подготовке этого фильма? Какие-то факты, географии, открытия?
Людмила Ширяева, ведущая: И ты прямо говоришь, что сейчас будет эксклюзив.
Николай Корнеев, режиссёр фильма «Брюллов. Портрет. Свет и тени»: По поводу эксклюзива не буду брать на себя такую ответственность, но нам, современникам, очень повезло, что Брюллова боготворили ученики, они просто записывали за ним каждое слово, и он иногда то вспоминал свое юношество, то рассказывал какие-то истории, плюс еще очень много друзей, которые писали, вообще тогда это было принято, свои впечатления о Брюллове. И вот меня, например, поразила история о том, что, когда он находился в Италии, познакомился с французской натурщицей, у них там какой-то роман завязался. Но она оказалась очень ревнивой девушкой, и их дома находились друг напротив друга, то есть окна друг напротив друга. И он, чтобы ее позлить вечером, а он же мастер света и тени, зажигал свечки, брал манекен, начинал обнимать, целовать. Она все это наблюдала и писала ему письма с угрозами. И вот, к сожалению, одно из писем, где Брюллов признается, что он это письмо не читал, она обещала, что покончит жизнь самоубийством. Она бросилась в реку, и потом ее нашли, а его обвинили бесчеловечности и равнодушии. А он как раз был в таком депрессивном состоянии. И вот это стало одним из шагов появления картины «Последний день Помпея». Почему? Узнаем, когда посмотрим фильм.