АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Спешу всех огорчить, речь пойдёт не об Александре Сергеевиче Пушкине, именем которого назван Институт русской литературы Российской Академии наук, знаменитый Пушкинский дом. Это уникальное научное учреждение, расположенное в исторической части Петербурга, хоть и названо в честь Пушкина, но хранит память и изучает многих писателей и поэтов периода русской классической литературы. Среди них и Михаил Юрьевич Лермонтов, чей юбилейный год пришёлся на год Пушкина. Сегодня мы продолжаем путешествовать по лермонтовским местам Северной Столицы, и я приглашаю вас в Лермонтовский зал Литературного музея Пушкинского дома.

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВА, хранитель фондов оригинального рисунка и документов Литературного музея Пушкинского дома:

Нельзя говорить о Лермонтове в Петербурге, не посетив наш замечательный зал, потому что здесь самое большое собрание материалов, посвящённых великому русскому поэту, не только в России, но и во всём мире. Но это стало возможным благодаря Николаевскому кавалерийскому училищу, а именно его начальнику — Александру фон Бильдерлингу, который ещё в 1880 году вынес предложение о том, что в стенах вверенного ему учебного заведения должен быть открыт музей Лермонтова, поскольку Лермонтов — один из самых выдающихся его выпускников.

Оригинальный портрет 1837 года находится в Третьяковской галерее, а у нас копия, но тоже важная с точки зрения истории, выполненная в 41 году по смерти Лермонтова его троюродным братом и другом детства Акимом Павловичем Шан-Гиреем, то есть несмотря на то, что мы воспринимаем Лермонтова, как человека трудного, неуживчивого, колкого на язык конфликта, конфликтного, токсичного — да, что в конечном счёте его и погубило, но дружить он всё-таки мог.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вот эти рисунки, которые принадлежат перу самого Лермонтова, выставляются, можно сказать, относительно недавно.

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВА, хранитель фондов оригинального рисунка и документов Литературного музея Пушкинского дома:

Да, на самом деле на этой стене и всего два – это «Езда на лошади в манеже» и «Сцены из военной жизни», но дело в том, что эти композиции, во-первых, отражают именно юнкерский быт, то есть летом они выезжали в самом деле на учения, на смотры под Петергоф, в Красное село. Тетрадь — это в самом деле удивительный артефакт, благодаря тому хотя бы, как он был найден. Можно сказать он был Лермонтовым забыт в шкапике, который стоял рядом с его койкой в общей юнкерской спальне. Князь Манвелов, который унаследовал его как бы койко-место, скажем так, приводил его в порядок, выдвигал ящики этого шкапика и случайно обнаружил там этот альбом и вспомнил, что Лермонтова он тоже до этого видел, и у него эта тетрадь в руках была. Никто из сослуживцев не признался, что это его альбом, и следовательно, Манвелов сделал вывод, что это тетрадь самого Лермонтова, который просто забыл он.

На самом деле, конечно, он в первую очередь видел себя поэтом, драматургом, прозаиком и уж никак не художником.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Есть ли еще в экспозиции какие-то именно художественные работы Лермонтова? Тем более, что я думаю, не все наши зрители вообще в принципе знают о той вот составляющей жизни, творческой судьбы Лермонтова, что он ещё сам писал картины.

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВА, хранитель фондов оригинального рисунка и документов Литературного музея Пушкинского дома:

Надо наконец обратить внимание на живопись, на работы масляными красками на холсте. Рядом со мной пример батальной живописи Михаила Юрьевича и одна из немногих подписных картин, подписи он ставил тоже не всегда. Сцена, навеянная боевой славой Лейб-гвардии гусарского полка, то есть событие, в котором Лермонтов участия не принимал. Эпизод из подавления Польского восстания, 1831 год. Гусары легко узнаются — они на серых конях, то есть все гусарские кони должны быть такой масти, идут в атаку на польских улан, которые наоборот сидят на гнедых лошадях.

Наверное наш всеобщий любимец, всех музейных сотрудников — карандашик. Простой графитный грифель в такой трубочке из камыша, тот самый карандашик, который лежал в кармане сюртука Лермонтова, в котором он поехал на роковую дуэль с Мартыновым.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Концентрированная память о Лермонтове …

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВА, хранитель фондов оригинального рисунка и документов Литературного музея Пушкинского дома:

Да, совершенно верно: разные этапы его жизни, детства, уже получается последние дни его жизни – юность, они так или иначе заговорят вновь.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

А ещё в Пушкинском доме есть знаменитая научная библиотека, в которой хранятся книжные коллекции, связанные с самыми разными представителями русской классической литературы, среди них и Михаил Юрьевич Лермонтов. Его фонд имеет конкретное название «Лермонтовский кабинет Пушкинского дома». Увы, сегодня мы не сможем его посмотреть и изучить эти уникальные книжные издания, потому что Лермонтовский кабинет научной библиотеки Пушкинского дома сегодня труднодоступен.