В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталия Романова-Африкантова, нейропсихолог.
Дарина Шарова, ведущая: По статистике, с интернет-аферистами сталкивались около 15% подростков, в частности, в онлайн-играх. Там и находят злоумышленники своих маленьких жертв. После чего под разными предлогами переходят на личное общение в мессенджерах.
Михаил Спичка, ведущий: Они обещают игрокам бонусы и призы за выполнение различных заданий. Просят рассказать, чем занимаются родители, тайком их сфотографировать, прислать реквизиты банковских карт и паролей от их устройств. С какого возраста можно начинать проводить с ребёнком предостерегающие беседы на тему мошенничества?
Наталия Романова-Африкантова, нейропсихолог: В первый раз, когда ребенок выходит на улицу, или едет в метро, или катается на автобусе, мы всегда очень подробно рассказываем маршрут, и проходим этот маршрут вместе с ребёнком. Когда ребёнок один остаётся дома, мы ему постоянно рассказываем правила. Так и с интернетом. Когда ребёнок первый раз оказывается в интернете, то необходимо озвучить правила нахождения в данном пространстве. Правила должны быть очень похожи. К примеру: «Ты не должен оставаться наедине с тем, кого ты не знаешь, в ком ты не уверен». Дети плохо понимают, кто из людей просто знакомый, а кто близкий. Тогда предлагаем простой тест и спрашиваем о том, кто смог бы оказаться с ним дома в одной комнате. Так ребёнок лучше понимает, что с дворником в комнате он бы не оказался, а с проверенным человеком — да. Со всеми людьми, которые не являются близкими, лучше общаться там, где вас видят очень много людей.
Михаил Спичка, ведущий: Ребёнок может ошибочно оценивать личность человека и представить совершенно спокойно любого в своей комнате.
Наталия Романова-Африкантова, нейропсихолог: Такому человеку родители разрешают входить в комнату ребёнка и оставаться с ним наедине. Как правило, это очень ограниченный круг людей.
Дарина Шарова, ведущая: Что делать в виртуальной жизни?
Наталия Романова-Африкантова, нейропсихолог: В виртуальной жизни мы вводим точно такое же правило. Ребёнок должен общаться с людьми, которых не знает и которые не подтвердили свою личность, только на открытых пространствах. Комментарии под видео — это открытое пространство, их видят много людей. Личные сообщения в любом приложении — это уже личное пространство, как и комната, в которой не должно быть незнакомых людей. Рекомендую сильно ограничить круг людей, которые могут писать в личные сообщения.
Дарина Шарова, ведущая: В онлайн-играх могут давать задания и за их выполнение предлагать бонусы. Как объяснить, что таким образом действуют и мошенники?
Наталия Романова-Африкантова, нейропсихолог: Очень важно поиграть с ребёнком хотя бы раз вместе. Необходим родительский контроль за приложениями. Всё, что происходит внутри приложения с разрешения разработчиков, конкретные мошеннические действия не предполагает. Здесь важно, чтобы родители выставили ограничения на привязанную к приложению карту и объяснили ребёнку, что совершать платежи внутри приложений нельзя. Настоящие мошенники переводят разговор в мессенджер, и тут действует наше правило: не общаться в своей комнате, в данном случае в мессенджере, с тем, в ком не уверен, и кого не знаешь.
Михаил Спичка, ведущий: Допустим, произошла неприятная ситуация, и мошенники сняли деньги со счетов. Родители понимают, что виноват ребёнок. Как им реагировать?
Наталия Романова-Африкантова, нейропсихолог: В данной ситуации вопрос вины очень сложный. Дети сами очень переживают, чувствуют себя виноватыми, глупыми, у них падает самооценка, им стыдно и небезопасно.
Дарина Шарова, ведущая: Как правильно отреагировать родителям, чтобы не травмировать ребёнка ещё сильнее, помочь ему пережить эту негативную ситуацию и не допустить повторения?
Наталия Романова-Африкантова, нейропсихолог: Никто не должен ругать ребёнка, ни родители, ни сотрудники, ни учителя. Когда заводится уголовное дело, то все стараются рассказать ребёнку, что он не молодец в этой ситуации. Необходимо разложить эту ситуацию логически, не эмоционально. Ребёнку важна поддержка, чтобы пережить этот негативный опыт.