Верхний сад Петергофа – яркий пример французской моды на регулярные парки XVIII века. Последняя реставрация в нём проходила больше 50 лет назад. Спустя четыре года масштабной реставрации Верхний сад открылся для посетителей таким, каким он был в период своего расцвета.
РОМАН КОВРИКОВ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
Верхний сад является визитной карточкой Петергофа, потому что его вид абсолютно другой. Мы все привыкли к парадному виду Петергофа с Самсоном, но поверьте, ничуть не менее узнаваемый вид находится от центральных ворот Верхнего парка, верхнего сада.
В процессе подготовки к реставрации нам было очень легко. И это большая удача для Петергофа, потому что в его архивах сохранились аксонометрические планы Петергофа, разработанные Сент-Илером в конце XVIII века, в 70-е годы.
Согласно этим планам кропотливо восстановили расположение всех деталей паркового ансамбля. Восемь тысяч деревьев, многие из которых вылеченные и сохраненные исторические, восемьсот кустарников и почти сорок тысяч цветов заняли свое место.
Реставрация скульптуры Верхнего Сада началась заранее: еще в 2014 году – с тех пор восстановили около 80 декоративных объектов. В их числе — скульптурная группа «Нептун» центрального бассейна, изготовленная ещё в 50-е годы XVII века.
ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:
Венцом скульптурной реставрации Верхнего сада стали солнечные часы. По легенде их привёз в Верхний сад Петергофа ещё Пётр I. Спустя 300 лет они были восстановлены по аналогам XVIII века. И до сих пор точно показывают время загулявшимся в парке посетителям.
Масштабная работа над и под землёй. Верхний сад задумывался Петром как важнейшая часть водоподводящей системы фонтанов Петергофа.
Под ногами — огромная сеть труб и главная магистраль, питающая Нижний парк и Самсона.
АЛЕКСАНДР ШИРОКОВ, начальник департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф»:
Когда мы вскрыли коллектора, вскрыли фонтаны, вскрыли фундаменты нашей ограды, ну… состояние было удручающее. И мы поняли, что здесь придется серьезно поработать. Все инженерные сети были заменены: это ливневые, дренажные, слаботочные сети. Соединение было при помощи карболки, заливали свинцом, то есть по старой технологии, как это делали до нас.
Главной задачей было максимально сохранить историческую точность методов и материалов. Не осталась без внимания и знаменитые трельяжные беседки и галереи берсо не остались без внимания. Их выполнили из прочной и стойкой лиственницы. При должном уходе, как обещают в музее, они будут радовать гостей Петергофа не меньше 50 лет.