АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Псевдорусский стиль господствовал в отечественной архитектуре практически всю вторую половину XIX столетия, пока ему на смену не пришел модерн. Северная столица может похвастаться ярчайшими образцами зодчества а ля XV – XVII века, когда многие выдающиеся российские архитекторы буквально вдохновлялись внешним видом и убранством средневековых русских крепостей и церквей. Одно из самых известных зданий в псевдорусском стиле в центре Петербурга — это знаменитое Офицерское собрание армии и флота Российской империи. Я предлагаю совершить небольшое историческое путешествие в те времена.

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Офицерские собрания были широко распространены в России, и существовали они на уровне полков, и полк становился всё более закрытой единицей, и по этим же тоже соображениям. И тогда Великому князю Владимиру Александровичу — родному брату Александра III, командующему нашим Петербургским военным округом, приходит в голову идея сделать общее Офицерское собрание армии и флота России.

Здание было построено в рекордно короткие сроки, 2,5 года строили его, и оно было на пике технического совершенства. Когда мы в принципе говорим об истории Дома офицеров, то понятное дело, её можно разделить на таких три этапа: это дореволюционный, когда было построено само здание, затем советский период там наверное внушительный, ну и современный уже российский период.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вот что из советского периода осталось, в плане скульптуры, архитектуры в этом здании?

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Советский период оставил вот эту замечательную скульптурную композицию «Защитим родину» она называется — Великий Октябрь, Гражданская война, Великая Отечественная война. Выполнил их замечательный скульптор Постников в 1952 году, и они были подарены нам в самом начале советского периода. Многие предметы интерьера отсюда исчезли, но потом спохватились и стали насыщать разными предметами, в том числе появились вот эти вот легкомысленные купидоны. Исторически здесь были бронзовые античные вазы, но я подозреваю, что многие предметы исчезли отсюда, потому что несли на себе фрагменты царской символики.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мы в розовой гостиной, как я понимаю нео-барокко, стилизация под нео-барокко. Назначение розовой гостиной в Офицерском собрании — каково было?

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Это дамская гостиная. Здесь дамы готовили себя перед выходом в большую бальную залу, там было принято говорить тогда, оснащение этой гостиной практически не изменилось, всё, что вы видите — вся мебель, приобретена нами в 1898 году, и имеются документы и накладные, на фабрике Мельцера. Рояль Стенвей — мы его купили в 1913 году.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

По аналогии, получается с розовой комнатой, существует голубая гостиная в Доме офицеров, и насколько я понимаю, что вот это деление на розовый и голубой цвет… понятно, что сегодня все это ассоциируют исключительно, мальчики и девочки когда рождаются, — какой цвет одежды у новорождённых. Но это же было неспроста в Российской империи? Насколько я помню, это соответствовало орденским цветам?

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Цветам орденской ленточки, да, Андрея Первозванного и Екатерины, которые как раз вручали новорождённым членам императорской семьи. И оттуда подхвачены с удовольствием всем населением России. Когда рождался, даже без орденов, всё, чем мы могли украсить своего новорождённого — это только ленточкой.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Мы оказались в знаменитом угловом кабинете. Какое у него было предназначение?

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Гостиная. Здесь император принимал, не как небожитель, не как императора одной шестой части суши, а как полковник русской армии. К нему можно было обратиться без излишней церемониальной бюрократической сложности. Вот, предположительно, этот стул, предположительно это кресло, и кресло обросло невероятными легендами — у нас считают, что всякий, кто присаживается в это кресло, непременно лишается своей должности в ближайшее время. Был на случай, когда Виктор Степанович Черномырдин сел в это кресло со словами «ребят, ну со мной уж ничего не случится. поэтому проверите свою легенду», сфотографировался. и буквально через некоторое время его снимали в должности и под открытые рты всей России в общем-то… но, кроме нас, потому что мы-то знали причину.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

С одной стороны Суворов, с другой стороны — Кутузов. Мы оказались в Дубовом зале Офицерского собрания. Но здесь уже совсем другой стиль, как правильно сказать — фламандский или какой-то более серьёзный, аскетичный, мужской?

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Да, это фламандский стиль. Нижняя часть зашита в дуб, верхняя часть разделана под дуб, как тогда говорили, вокруг тонированного потолка. Ещё нужно обратить внимание на люстры, светильники, которые сохранились здесь с той поры, и они аутентичны. В стиле модерн был решён вот этот вот витражный комплекс, это был витраж.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Сергей Альбертович, мы оказались наконец-то в том самом, знаменитом, историческом большом танцевальном зале. Правильно ли я понимаю, что его назначение не менялось за все эти 126 лет никогда? Здесь всегда проходили балы, теперь здесь проходят концерты и театральные постановки.

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Ну, в общем, если говорить о том, что это развлекательные мероприятия, то — да. Здесь выступали все известные артисты Советского союза, это была одна из любимых сцен Аркадия Исааковича Райкина, здесь впервые вышла на сцену Эдита Станиславовна Пьеха.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вот недаром мы с вами начали тему истории музыки, потому что с ещё одной знаменитой в России певицей связана история Дома офицеров — это Клавдия Шульженко, но об этом мы поговорим в другом месте.

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Да, Клавдия Шульженко — это наше знамя.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Сергей Альбертович, под конец нашей беседы, мы оказались в мемориальном пространстве Офицерского собрания, потому что, если мы говорим и вспоминаем историю Ленинграда, историю блокады Ленинграда, то Дом офицеров, как известно, был как раз местом, откуда знаменитые фронтовые бригады отправлялись на фронт, и в составе этих фронтовых бригад была и Клавдия Ивановна Шульженко. И насколько я знаю, она жила здесь?

СЕРГЕЙ КОНОНОВ, начальник Дома офицеров Западного военного округа:

Да это было место, где базировались различные творческие коллективы, которые принимали участие в поддержке наших бойцов, и это были и литературное объединение, и театральное, и цирк — и все жили здесь. Клавдия Ивановна была солисткой знаменитой джаз-банды «Оркестр имени Коралли». Это был её супруг. И сразу же после начала Великой Отечественной войны — начало войны застало её на гастролях на Кавказе, она буквально с первых дней недели была уже в Ленинграде и здесь она добровольно вступила в ряды Красной Армии, получила, соответственно, паёк, обмундирование и первые концерты она давала в военной форме, что не понравилось бойцам — они хотели, конечно, видеть её как женщину, как певицу и как воплощение её романтических произведений.

В общей сложности мы дали более трёх с половиной тысяч выездов на фронт. И выездов, и выходов, потому что бывали случаи, когда пешком отсюда отправлялись буквально на передовые позиции. И за это мы были награждены Орденом «Красной звезды» и боевым Красным знаменем за наш вклад разгром врага.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

И в завершение нашего исторического путешествия по Дому офицеров хочу привлечь ваше особое внимание к двум керамическим панно. которые находятся на вот этом центральном фасаде здания вдоль по Литейному проспекту.

Его удалось открыть лишь в 2000 году, когда в ходе реставрации на главном фасаде здания специалисты обнаружили неизвестные ранее изображения двуглавых орлов с лавровыми деревьями. Уникальные майоликовые панно в Советское время просто закрасили краской. В процессе реставрации панно была обнаружена подпись Э.Я.Кремер, Санкт-Петербург-98, то то есть панно было изготовлено в Санкт-Петербурге в 1898 году знаменитым художником- керамистом Эмилем Кремером, преподавателем майолики в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, а затем заведующим живописной мастерской Императорского фарфорового завода. Эмиль Яковлевич Кремер — автор керамического декора очень многих зданий в Петербурге, особенно церквей и соборов, а ещё именно он создал майоликовое панно внутри первой известной Императорской резиденции — знаменитого Массандровского дворца в Крыму.