КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:

Один из главных символов Петербурга – Петропавловская крепость, уже около года частично скрыта от глаз туристов и горожан. Специалисты приводят в порядок фасад, выходящий на Неву. Более чем за 2,5 века своего существования он серьезно пострадал. И сейчас реставраторы совершают буквально чудо, возвращая гранитной стене былой вид.

РОДИОН ЗЕЛЕНКОВ, учёный секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

С 1779 по 1786 год велась облицовка стен гранитом. Почему она велась? Потому что это развитие такого классического Петербурга и его облика. И в этом смысле Екатерина Вторая она была действительно последовательницей Петра Великого — она считалась и политической преемницей Петра Великого, и тогда у нас строятся каменные дома в Петербурге. Стены крепости — их тоже заковывают в гранит.

Но сейчас стены Петропавловской крепости уже частично освобождены от их прежнего облачения. Гранитный плиты местами демонтируют. И реставрируют прямо на пляже. Утраты в том числе восполняют гранитной крошкой. Но в некоторых местах сколы оставляют осознанно.

АНДРЕЙ СТРОЕВ, заместитель генерального директора по строительству и реставрации Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

Для чего это делается? Чтобы появился такой отпечаток времени на предметах. Потому что абсолютно новую крепость мы создать не можем — да и не стоит такая задача. А вот сохранить те следы времени, которые у нас неизбежно возникают за 300 лет её существования, мы обязаны и стараемся это делать.

Реставрация блоков — лишь малая часть всех работ. Специалисты копают глубже. Восстанавливают и кирпичную кладку, которая скрывается под гранитом. Сейчас на высоте нескольких метров практически неузнаваем фасад Нарышкина Бастиона.

РОДИОН ЗЕЛЕНКОВ, учёный секретарь Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

Максимально стараются сохранить кирпич, который можно сохранить все-так, чтобы историческую аутентичность сохранить. На самом деле, если это труха какая-то, смысла в этом никакого нет. Мы знаем, что при Николае Первом когда в 30-е годы XIX века велись масштабные работы, когда в том числе казематы перестраивались из двухэтажных в одноэтажные — точно так же отбивались наружные стены крепости. Не эти правда — со стороны Невы, а с других сторон.

Это тот случай — когда вода и впрямь камень точит. Расположение у Невы, переменчивая петербургская погода за несколько веков внесли свой вклад в разрушение стены Петропавловской крепости.

АНДРЕЙ СТРОЕВ, заместитель генерального директора по строительству и реставрации Государственного музея истории Санкт-Петербурга:

На Трубецком Бастионе мы сейчас не приступаем к работам по демонтажу гранитных плит, поскольку сейчас мы готовимся к проведению работ по устранению аварийного состояния — проектировщиком было произведено обследование, согласно которому некоторые участки кирпичной стены находятся в аварийном состоянии и не позволяют провести работы по демонтажу гранитных плит. Мы опасаемся того, что при снятии гранитных плит конструкция потеряет свою устойчивость.

Общая протяжённость Невского фасада — почти километр. И это его первая существенная реставрация. Предполагается, что первой от строительных лесов освободят Екатерининскую куртину. А дальше их будут снимать по мере продвижения работ. Восстановление этого монументального сооружения — процесс кропотливый и спешки не терпит. Так что горожан и туристов просят набраться терпения.