В гостях у программы «Утро в Петербурге» Тимур Максютов, писатель.
Михаил Спичка, ведущий: На Дворцовой площади 16 мая зашелестят листья. Не потому, что вернется осень — это будет шелест книжных страниц. В этот день в самом центре города откроется XIX Санкт-Петербургский Международный книжный салон.
Дарина Шарова, ведущая: Он будет посвящен 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Мужчины с бакенбардами, тростью в руке и девушки Татьяны будут желанными гостями на этом книжном празднике.
Михаил Спичка, ведущий: Александр Сергеевич вряд ли задумывался в своем творчестве о полетах на Луну или куда-то еще, но и российские фантасты не окажутся без внимания на салоне. Когда-то писали романы, снимали фильмы о полетах на Луну. Теперь это уже не актуально. Что актуально на сегодняшний день?
Тимур Максютов, писатель: Тема технологического прогресса и революция остается в темах фантастов. Многие вещи были предсказаны фантастами — искусственный интеллект, который сегодня занимает важное место в нашей жизни. Немаловажными становятся темы, которые фантасты посвящают развитию общества, отношений между людьми, изменению социальных отношений.
Михаил Спичка, ведущий: Они пишут антиутопии?
Тимур Максютов, писатель: Утопии, антиутопии. Российская и советская фантастика является продолжателем традиции утопии, это — Иван Ефремов, братья Стругацкие. Иван Ефремов родился в Вырице, Борис Натанович Стругацкий долго жил в Санкт-Петербурге. Именно они описывали будущее со светлой стороны.
Михаил Спичка, ведущий: До определенного момента.
Тимур Максютов, писатель: Да, но все-таки у них есть произведения, где хотелось бы жить и нам сегодняшним, тоже.
Михаил Спичка, ведущий: Наверное, это ранние произведения братьев Стругацких?
Тимур Максютов, писатель: Во второй половине времени их творчества они больше внимания уделяли приземленным вещам. Утопия — это трактат, более отвлеченная история, чем антиутопия. Мы тоже пытаемся писать о каком-то светлом будущем. Сборник «Будущему верить», который был создан нашими, русскоязычными, российскими футурологами и писателями, где мы пытались нарисовать позитивный образ будущего, в котором хотелось бы жить.
Дарина Шарова, ведущая: То, что пишут писатели-фантасты, рождается в вашем воображении в первую очередь. Вы сказали, что был предсказан искусственный интеллект, компьютеры, видеофоны, телефоны, космические полеты. Каким образом это происходит?
Тимур Максютов, писатель: Для того, чтобы предсказывать такие вещи, необходимо обладать определенным набором знаний, образованием, опытом. С другой стороны, что-то может приходить сверху. Как говорит один мой знакомый редактор: «Если вы сами все придумали, то вы не правы. Вам подсказали!».
Михаил Спичка, ведущий: Чем отличается сегодняшняя фантастика и советская фантастика?
Тимур Максютов, писатель: Время идет, все развивается. Современные фантасты выросли на книгах советских фантастов. Какой-то опыт они напрямую перенимают, что-то отвлеченно. Одно могу сказать точно, что у современных фантастов больше внимания уделяется человеческим отношениям, отношениям между людьми, социальным, психологическим.
Михаил Спичка, ведущий: Многие росли на зарубежной фантастике. Как вы относитесь к утверждению знаменитого американского писателя-фантаста, редактора Теодора Старджона, что: «Девяносто процентов научной фантастики – полная чушь, но следует помнить, что девяносто процентов всего есть полная чушь»?
Тимур Максютов, писатель: Он говорил это не только про фантастику, а про все. Я бы не стал разделять классиков мировой фантастики — англоязычных, франкоязычных, потому как это один и тот же близкий, взаимосвязанный процесс. Не может современный фантаст опираться только на одну литературу, это было бы неправильно.