В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анатолий Аграфенин, сценарист, писатель и Григорий Ожегов, режиссёр.
Тимофей Зудин, ведущий: Продолжаем готовиться к Дню Победы и поговорим о «Дороге Жизни» — это словосочетание вызывает у каждого петербуржца трепет, и оно стало символом долгих блокадных лет. Ладога была основной артерией, через которую происходило снабжение всего осажденного города. Продовольствие доставляли не только зимой, когда вставал лед.
Ксения Бобрикова, ведущая: Защитой Ладожского пути занималась целая флотилия и именно ей посвящен документальный фильм «Меж Ладожских берегов». Показ состоится в эфире нашего телеканала 11 мая. Более подробнее об этой картине расскажут наши гости.
Тимофей Зудин, ведущий: Автор идеи этого фильма — Леонид Говоров, внук легендарного маршала Советского Союза, председателя Общественного совета Санкт-Петербургского государственного мемориального Музея обороны и блокады Ленинграда. Каков вклад его в создание этой картины?
Анатолий Аграфенин, сценарист, писатель: Я написал книгу «Малая дорога жизни» о трассе через Финский залив, которая снабжала в блокаду Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм. Леонид Владимирович прочитал эту книгу, связался со мной и предложил написать продолжение о «Большой дороге жизни» через Ладогу. Я был поражен, так как казалось, что все об этом уже известно. Он сказал, что все время говорим о ледовой трассе, хотя все началось с водных перевозок в сентябре 41-го года. Я начал исследовать эту тему, написал несколько статей и выпустил несколько книг. Спустя годы, мы создали этот фильм.
Тимофей Зудин, ведущий: Григорий, как вы работали над фильмом? Какие использовались документы? С кем вы общались? Какие, может быть, для себя сделали открытия в процессе?
Григорий Ожегов, режиссёр: Основной материал был предоставлен Центральным военно-морским музеем, их специалисты оказали нам максимальную помощь. Нам посчастливилось получить уникальную кинохронику 1942 года, созданную операторами блокады и военного времени, которые отображали события на водной трассе Дороги Жизни. В кадрах видны корабли, штормы и даже боевые действия. Есть уникальные моменты, где несколько военных операторов оказались в центре событий, включая бой за остров Сухо. Большая удача заключается в том, что эта хроника сохранилась и стала доступной для изучения. Благодаря советам сотрудников Музея «Дороги жизни» удалось создать полнометражный фильм продолжительностью 52 минуты.
Ксения Бобрикова, ведущая: Мы уже сказали, что Лазаревская флотилия – это не самая известная страница обороны Ленинграда. В ее составе не было линкоров, крейсеров, из каких судов все-таки состояла эта флотилия?
Григорий Ожегов, режиссёр: Флотилия Ладожского озера была сформирована дважды в истории. Первоначальное создание произошло в октябре 1939 года, а 25 июня 1941 года флотилия вновь получила статус боевой единицы, когда Финляндия вступила в войну на стороне стран Оси. Состав Ладожской флотилии включал небольшое количество боевых судов, переоборудованных из грузовых. Линкоры «Ладоги» стали самыми крупными судами флотилии. Гражданские суда были также преобразованы в военные, с установленными на них орудиями и зенитными пулеметами. Буксиры и другие суда Северо-Западного речного пароходства были также включены в состав флотилии, превращаясь постепенно в боевые корабли с гражданскими экипажами.
Тимофей Зудин, ведущий: Из кого комплектовался личный состав?
Григорий Ожегов, режиссёр: Поначалу 50/50. Дальше, благодаря мобилизации, подготовке, военно-морским школам насыщался состав, замещался гражданский, или гражданские сами становились военными.
Тимофей Зудин, ведущий: На Ладоге произошло 23 сражения. Со стороны неприятеля, это: немецкие, финские, даже из Италии приходили катера для участия. Для того, чтобы давить советские войска. Как наши моряки смогли фактически на грузовых судах дать отпор таким вражеским силам?
Анатолий Аграфенин, сценарист, писатель: Смелостью и опытом. Ладога не предполагалась как место военных действий. Однако, люди были вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, сопротивляться и защищать «Дорогу жизни» — единственный путь снабжения Ленинграда.
Тимофей Зудин, ведущий: Самое масштабное сражение произошло 22 октября 1942 года. В фильме отдельная глава уделена этому событию. Расскажите о нем, что это было?
Григорий Ожегов, режиссёр: Битва за остров Сухо и его окрестности — это значимое сражение на Ладоге. Немецкие войска вместе с финнами и итальянцами предприняли попытку десантироваться и захватить стратегически важный остров на пути к снабжению Ленинграда. Наши моряки с красными флагами смогли успешно отразить атаку противника. В результате этого сражения врагу было нанесено тяжкое поражение, потери составили 16 кораблей и 15 самолетов. Наш флот не понес никаких потерь. После этого крупного сражения немецко-финно-итальянская коалиция была вынуждена разобрать свою флотилию и больше не предпринимать активных действий на Ладоге, ограничившись лишь использованием авиации для ударов по нашим внутренним морским коммуникациям.