АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Анфисин сад — небольшой мемориальный сквер, расположенный во дворе дома номер 55 по Наличной улице, недалеко от парка Декабристов. Он был назван в честь учительницы биологии некогда находившейся на этом месте ленинградской школы №34 Анфисы Николаевны Семёновой- Тянь-Шанской, супруги внука знаменитого путешественника. Именно она вместе со своими учениками в 1953 году разбила этот яблоневый сад в память о Великой Отечественной войне, а также о детях блокадного Ленинграда.

Общее число детей, подлежавших спасению из блокадного города по приблизительным подсчётам историков превышает более 900 000 человек, при этом погибла или пропала без вести почти седьмая часть. Среди вывезенных из блокадного Ленинграда детей был и ленинградский мальчишка Толик Грачёв, он оказался в Дзержинске. Я предлагаю вспомнить его историю.

Город Дзержинск в Нижегородской области хранит память об одном из жителей блокадного Ленинграда, который фактически сыграл большую роль уже затем в культурной жизни своего Дзержинска…

МАРИЯ ПОПОВА, ведущий специалист культурно-просветительского отдела Дворца культуры химиков г. Дзержинска:

Дело в том, что когда из блокадного Ленинграда вывозили на большую землю изнемождённых детей, в том числе в Горьковскую область, которая была глубоким тылом, в одном вагоне с Таней Савичевой ехал маленький чуть живой мальчик. От бессилия и голода у него отказали ноги. И о себе он знал только одно — его зовут Толик, ему 4 года. Ни как зовут родителей, ни домашнего адреса, ничего больше он о себе не рассказывал, насколько он был обессилен. Взрослые, которые сопровождали этот вагон с детьми, больше всего опасались за здоровье Тани и Толика. В результате Таню высадили в рабочем посёлке Шатки в Горьковской области, где её безуспешно лечили и где она умерла от крайне запущенной степени туберкулёза и, собственно, там она похоронена, а маленького Толика высадили на станцию Верховец и поместили в детский дом. Тоже в течение двух лет его пытались поставить на ножки, но безуспешно.

В это время в Горький демобилизуется офицер по ранению — местный житель, у них с женой не было детей, и они приехали и взяли самого тяжёлого ребёнка, это Толика. И вот новоиспечённый отец взялся за его лечение и выздоровление — усиленное питание, постоянные тренировки, и это дало свои плоды. Толик не просто встал на ноги. Он вырос и стал мастером спорта по акробатике, чемпионом Горьковской области по спортивной гимнастике, членом сборной РСФСР по спортивной гимнастике. Он подавал большие надежды в спорте, но так получилось, что на одной из тренировок он повредил позвоночник и понял, что большого спортсмена из него не получится, а на меньшее он согласен не был. Тем не менее он всю жизнь помнил завет своего отца — фразу «Нет ничего невозможного».

В тот момент в Дзержинске открылся Дворец культуры химиков, и тогда Анатолий приходит к директору и просит выделить ему небольшое помещение для акробатического кружка, где он мог бы передавать свои навыки мальчишкам и девчонкам. И в очень короткий период времени маленький акробатический кружок перерос в Народный цирк Дворца культуры химиков, где более 30 лет руководителем был Анатолий Николаевич Грачёв.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Вспоминал ли Анатолий Николаевич Ленинград? не хотел ли туда вернуться?

МАРИЯ ПОПОВА, ведущий специалист культурно-просветительского отдела Дворца культуры химиков г. Дзержинска:

Анатолий Николаевич нашёл свою настоящую маму. Как оказалось потом мама перевозила на саночках его и его старшего брата по направлению к Дороге жизни, но бомбёжка случилась, мама потеряла сознание, и так получилось, что детей разбросало. В результате старший попал в детский дом и вырос в детском доме, а вот Толика вырастила приёмная семья, и через много лет мама их отыскала родная. И, конечно же, она позвала своих сыновей жить к себе в Ленинград. И, собственно, старший сын, который вырос в детском доме, он переехал к ней, а Анатолий сказал «мам, у меня уже тоже есть мама». В общем он остался здесь.