В гостях у программы «Утро в Петербурге» Станислава Зарудная, психолог.
Дарина Шарова, ведущая: Число финансовых пирамид за год выросло в полтора раза — итоги 2023 года подвел Центральный банк России. В Петербурге, напомним, не так давно завершили расследование дела о пирамиде, которую маскировали под кооператив. Потерпевшими официально стали почти две с половиной сотни человек, вовлечены в схему были 18 000 человек. Центробанк в 2023 году выявил почти 3 000 финансовых пирамид, это значительно больше, чем годом ранее, в 2022. С чем связана эта история и такая динамика?
Станислава Зарудная, психолог: Я считаю, что когда сложное финансовое время, для всех нестабильное, то мошенники, как правило, пользуются состоянием тревоги у людей, желанием накопить, а, может быть, даже приумножить свое состояние. Ведь очень многие говорят, что состояние кризиса – это возможности реализовать себя и, в том числе финансово, поэтому у людей есть уже подготовленная почва. Плюс ко всему хочется верить в чудеса и быстрое обогащение – это одно из чудес, в которые, наверное, каждый верит немного, поэтому соглашается. Если говорить о механизмах вовлечения людей, то первое – желание обогатиться, как твой сосед. В социальной психологии это называется эффект заражения чужими эмоциями, когда мы опираемся на чужой результат, он срабатывает здесь особенно ярко. Именно этот эффект заражения притягивает новых людей. Получается, что те, кто вступили в финансовую пирамиду ранее, служат той самой рекламой для будущих вкладчиков и так далее.
Михаил Спичка, ведущий: Кроме этого, какие еще психологические схемы вовлечения в финансовую пирамиду существуют?
Станислава Зарудная, психолог: Внутри самой финансовой пирамиды есть такие встроенные маленькие точки, которые могут давить на людей. Первое – это социальное давление или эффект заражения. Вплетают в эти схемы очень интересные варианты, например, часть средств, которые вкладчик может получать, переводится якобы в благотворительные фонды. Люди, кроме того, что думают, что обогащают себя, они помогают, например, другим — это тоже социально важно. Кроме всего прочего, те люди, которые первично вступают в финансовые пирамиды, они очень часто верят, что делают благое для других. Под этими благими намерениями, то, что не только я обогащаюсь, но и помогу своему другу, подруге, это воодушевляет людей. Есть такое понятие в маркетинге, называется «защитник бренда» — неформальный представитель компании. Они делятся информацией об интернет-магазине по собственному желанию, потому что им нравится продукт, обслуживание. Такой эмоциональный ажиотаж тоже является характерным.
Дарина Шарова, ведущая: Каков психологический портрет условно-типичной жертвы финансовой пирамиды?
Станислава Зарудная, психолог: Мне кажется, что нет типичного портрета. Но я бы разделила людей на две категории. Первая из них – это действительно люди, которые ведутся на наживу, они как раз та самая жертва. Вторая часть людей, которая попадает в этот механизм в первых рядах. Мне кажется, что они обладают достаточно высокой осознанностью, потому что они апеллируют такими терминами, как финансовая грамотность, говорят про определенные схемы, понимают про налоги, про вычеты, про в целом доходность. Я думаю, что первая часть людей, которые вступают в финансовые пирамиды, понимают где-то подсознательно, что, вероятно, эта система рухнет. Заходят в нее в первых рядах, потому что понимают, что вряд ли они останутся в той категории граждан, которые будут реальными потерпевшими и потеряют свои вклады в большом объеме.
Михаил Спичка, ведущий: Ответственность за свое имущество и деньги человек, как правило, несет сам. Но если мы видим, что кто-то из родственников или кто-то из друзей, близких в омут финансовой пирамиды попадает, как отговорить его, как убедить, что этот человек очень рискует?
Станислава Зарудная, психолог: Есть определенная степень рисков и единственное, что вы можете сделать, это рассказать о примерах пострадавших, чтобы человек мог сравнить, насколько похожи эти ситуации, запросить соответствующую документацию, запросить хотя бы доходность, которая является основной из показателей финансовой пирамиды. Каждому человеку можно задать реальный вопрос, если бизнес настолько высокодоходный, зачем же ему брать у граждан под такие высокие проценты деньги, когда наше государство дает гораздо под меньшие проценты. Как раз, когда включается очень сильное эмоциональное мышление, чего и преследуют психологические манипуляции, отключается критическое мышление. Ваша задача — просто на бумажке разрисовать, как это работает и в такие моменты дать человеку это на анализ, если он включится в размышления, то поймет, что дело совершенно отличается от написанного на бумаге.