В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Феоктистова, финансовый эксперт.
Дарина Шарова, ведущая: В Петербурге завершили расследование уголовного дела, потерпевшими по которому официально признан 221 человек. Общая сумма материального ущерба превысила 280 миллионов рублей.
Михаил Спичка, ведущий: Всего же в деятельность финансовой пирамиды были вовлечены более 18 000 россиян, которые вложили в жилищный кооператив более 15 миллиардов рублей. Центробанк в прошлом году разоблачил почти 3 000 финансовых пирамид. Большинство мелкие псевдоинвестиционные проекты в интернете. О чем речь?
Елена Феоктистова, финансовый эксперт: В первую очередь, конечно же, завлекают на «вложить деньги выгодно», это надежно, инновационно, нанотехнологично, и чем больше непонятных слов, тем опаснее зачастую продукт для клиентов и лучше для мошенников. Ключевой момент, когда вам предлагают куда-то вложить деньги, проверьте наличие лицензии от Центробанка, потому что на сайте все инвестиционные конторы, все, кто занимается финансовой деятельностью, обязаны иметь лицензию на привлечение денег у физических лиц. Если таковых нет, сразу стоит отказаться.
Дарина Шарова, ведущая: Давайте поговорим о финансовых пирамидах первой четверти XXI века — криптопирамиды. Как это работает, и на что ловят охотников за криптоприбылью? Есть ли у такой криптопирамиды лицензия от Центробанка?
Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Нет, лицензии зачастую у них нет, конечно же. Многие эксперты сходятся к мнению, что сам факт криптовалюты является некой такой пирамидальной схемой, потому что, по факту, стоимость одного любого коина заключается в том, что чем больше людей его держит, тем он дороже. Если меньше людей будут его держать, больше его будут продавать, тем он дешевле. Соответственно, у этого продукта нет никакой внутренней ценности, то есть это такой мыльный пузырь. Финансовые пирамиды на сегодняшний момент очень хитрые и очень много придумывают схем, связанных именно с вовлечением людей во что-либо. Не только могут быть инвестиции или какие-то новые монеты, а еще может быть кэшбек-сервис. Предлагают купить карты, на которые можно получить кэшбек и далее продавать пакеты карт, но по факту тоже эфемерная история, потому что весь кэшбек бесплатный. Если мы будем просто пользоваться теми же банками, теми же партнерскими отношениями, то у нас будет кэшбек, не обязательно тратиться на это.
Михаил Спичка, ведущий: Могут ли онлайн-игры быть формой финансовой деятельности?
Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Да, в том числе, конечно, потому что там тоже не отследить, где-то есть настоящее, а где-то есть просто красивая картинка. Ты вкладываешь деньги, а во что ты вкладываешь деньги до сих пор не знаешь. Поэтому наличие лицензии, чем занимаются, на чем деньги зарабатывают обязательно нужно проверять. Последнее, что меня удивило и поразило, мошенники прикрываются продажей по выгодной цене каких-то дорогих вещей, например, машину, которая стоит условно 3 миллиона, можно купить за миллион. Идея в том, что по факту люди тоже так же вкладываются, то есть создают общую копилку, через которую потом каждый участник может купить. Но понятно, что она рано или поздно заканчивается, то есть тот, кто первый организатор, зачастую всегда знает, когда деньги накапливаются и с этими деньгами исчезает. Естественно, человек ничего не получает.
Дарина Шарова, ведущая: Сетевой маркетинг — явление тоже довольно распространенное. Эксперты утверждают, что пирамиды действуют по тому же принципу. Как отличить одно от другого, как распознать?
Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Большая проблема, что очень большое количество реального здорового бизнеса работает по принципу сетевого маркетинга. Сетевой маркетинг — это система продвижения товаров от производителя к потребителю без привычных посредников. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы рассказать о каком-то классном продукте подруге или кто-то мне расскажет о чем-то. Ключевое отличие в реальном бизнесе, когда продается конкретный товар, мы его можем материализовать, то есть, например, я купила через сетевой маркетинг косметику. На открытом рынке я ее не продам, но подружке, которая пользуется со мной одной косметикой с детства или сестре, легко. Соответственно, я могу материализовать. Зачастую в пирамидах, которые распространяются с помощью сетевого маркетинга, продукт никому не нужен, кроме как самих сотрудников, участников этого общества. Второй момент — не существует клиентов в пирамидах, которые работают под эгидой сетевого маркетинга. Всегда все являются дистрибьюторами, сотрудниками — это тоже ключевой момент.
Михаил Спичка, ведущий: По каким признакам можно распознать финансовую пирамиду?
Елена Феоктистова, финансовый эксперт: Отсутствие лицензии – это раз. Товар должен быть реальным, то есть нужно вслух произносить на чем деньги зарабатывают, какая ценность будет. Очень часто пирамиды прикрываются какими-то немыслимыми способами, например, мы арендуем на вашем жестком диске домашнего компьютера место, и за это вам платим деньги. У реального бизнеса всегда есть ценность и определенный товар или услуга. Безусловно, нужно смотреть кто является учредителями, если это физические лица, которые уходят в Государственную Думу, то здесь не показатель надежности. Должно быть как минимум юридическое лицо с деньгами, с активами.