МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ, корреспондент:

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда за следующие 17 дней советские железнодорожники совершили подвиг, с нуля построив абсолютно новый путь Шлиссельбург — Поляны, очень важный для страны и для города. Потомки окрестили его «Дорогой Победы», а в военное время он назывался «коридором смерти».

В узкой полосе прорыва под непрекращающимся огнём предстояло проложить 33 километра железнодорожных путей. За дело принялись изыскатели, проектировщики, строители. Трасса была разбита на участке по несколько километров. Уже 19 января батальоны железнодорожных войск прибыли на Синявинские болота, некоторым, чтобы добраться до места работ, пришлось маршем пройти 35 километров сквозь пургу и обстрелы.

ТАТЬЯНА ДЕМИДОВА, методист Мемориального комплекса «Дорога Победы»:

Территория, где предполагалось строительство, была самая тяжёлая на всей линии обороны Ленинграда. 11 бригада 40 батальон — они приходят 35 километров. 20-го в 8 утра — это всё написано документально, они начинают работы. Им сюда никто не мог проект принести, и изыскатели сюда ещё не могли добраться. У них были только лопаты и задача — начинать подготовку полотна, и это была укладка шпал, если шпал не хватало -это были просто брёвна.

МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ, корреспондент:

У Шлиссельбурга железная дорога должна была проходить через Неву, и поэтому уже в первый день после прорыва здесь начали строительство временного свайного низководного моста. Рельсы укладывали прямо на лёд.

Мост прошел испытания уже в первых числах февраля — по нему подвозили стройматериалы на центральном участке дороги, через него же переправляли собранную в полосе прорыва искорёженную, но ремонтопригодную тяжёлую технику.

МАРИЯ НОВИКОВА-ОХОНСКАЯ, корреспондент:

Первый состав из Волховстроя вышел 5 февраля в Ленинград он добрался только к утру 7-го, привёз горожанам сливочное масло.В этот же день с Финляндского вокзала в сторону большой земли отправился поезд гружёный отливками орудийных стволов. Вагоны вёл вот этот паровоз.

Поначалу ветка могла пропускать только несколько составов в день, но постепенно, благодаря вводу в эксплуатацию нового моста и путей, а также самоотверженности всех сотрудников дороги, интервал движения достиг рекордных 10 минут. 48 паровозная колонна обеспечивавшая перевозки, как сейчас бы сказали, — была элитой и спецназом железнодорожных войск: вражеские обстрелы повреждали рельсы и разбивали составы, колёса сходили с колеи, но бойцы, в первую очередь девушки-кондукторы, проводили срочные ремонтные работы, возвращали вагоны на пути, делая все возможное и невозможное для безаварийности и бесперебойности движения. Редкий рейс обходился без потерь, каждый третий из личного состава не дожил до Ленинградской победы.

ТАТЬЯНА ДЕМИДОВА, методист Мемориального комплекса «Дорога Победы»:

В бригаде каждый мог заменить своего товарища. Они стремились к тому что если кто-то погиб, а самое главное лицо — это машинист, кто ведёт состав, они могли встать на его место.

Работали вахтой, сменами, жили в вагонах, и если поезд не нуждался в ремонте и долгой стоянке в депо, могли неделями не покидать состава. Так под разрывы снарядов и звуки дорожного патефона в 48-й паровозной колонне на Дороге Победы было сыграно больше 20 свадеб.

За год и месяц работы трассы по ней проследовали шесть тысяч составов доставив 4,5 миллиона тонн грузов. Кроме необходимого для города продовольствия в Ленинград привозили орудия, танки и бойцов, в том числе 2-ю ударную армию, личный состав, технику и боеприпасы для проведения операции «Январский гром» результатом которой стало полное освобождение города героя от фашистской блокады.