В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским Отделом Санкт-Петербургского музея Театрального и музыкального искусства и Дмитрий Мульков, режиссер.
Николай Растворцев, ведущий: 13, 14 и 15 января в Музее театрального и музыкального искусства пройдет серия спектаклей-ёлок «Хармс-ёлки». Проект запустили создатели «Маршрута Старухи». Спектакль-променад по мотивам произведений Даниила Хармса, который уже 10 лет идет в нашей культурной столице. Мы знаем, что спектакль предполагается, с одной стороны, в детском формате, а с другой стороны, вы ждете и взрослую публику. Как вы это соединили?
Дмитрий Мульков, режиссер: Мы ждем детей от 5 до 105 лет. Мы предполагаем, что во всех людях есть внутренний ребенок. Всем взрослым хочется повеселиться и у всех есть приятные воспоминания из детства про школьные ёлки. Новый формат «Хармс-ёлки» — это праздник и для взрослых, и для детей. Предполагает, что любой человек может прийти и почувствовать себя ребенком снова.
Николай Растворцев, ведущий: Впервые ли для музея такой формат?
Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским Отделом Санкт-Петербургского музея Театрального и музыкального искусства: Да, конечно. «Хармс-ёлки» впервые в музее. Она будет на всех этажах нашего большого музея. Все думают, что Хармс — это детский писатель и читают его в детстве. Но у него довольно сложная судьба. В 1941 году его посадили, он умер в тюрьме. Поэтому всем будет интересно.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как переносили эстетику произведений Хармса на такой формат ёлки? Давно вы ходите в таком образе?
Дмитрий Мульков, режиссер: Эта маска присутствует в каждом номере нашего спектакля. Наша ёлка устроена, как классическая ёлка. С интермедией и со спектаклем внутри. У спектакля разные номера, которые делали разные режиссеры. В каждом из номеров есть Хармс, который в этой маске присутствует. Разные режиссеры с курса Григория Михайловича Козлова и Анатолия Аркадьевича Правдина — это выпускники института на Моховой, которые собрались вместе и с разными актерами-однокурсниками. Сделали разные номера по разным стихотворениям Даниила Хармса. Каждый номер внутри содержит какое-то стихотворение, которое или читается, или по мотивам которого сделан номер. Сама ёлка основана на документальных фактах и воспоминаниях Даниила Хармса. Например, в самом конце у нас есть небольшое застолье. Оно организовано по воспоминаниям сына Самуила Яковлевича Маршака. Маршаки часто бывали в гостях у Хармса. Однажды Хармсы устроили застолье, но в связи с тем, что еды было немного, были голодные времена, они накрыли стол и разложили еду по кукольным тарелкам и чашкам. Стол буквально ломился от еды.
Николай Растворцев, ведущий: Стоит ли как-то готовить ребенка к спектаклю? Например, перечитать Хармса?
Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским Отделом Санкт-Петербургского музея Театрального и музыкального искусства: Необязательно. Можно прийти на елку и все вспомнить. Можно прийти в нарядном костюме в стиле Хармса.
Николай Растворцев, ведущий: Какие советы вы дадите по костюму?
Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским Отделом Санкт-Петербургского музея Театрального и музыкального искусства: Маску мы выдадим на спектакле.
Дмитрий Мульков, режиссер: Советую всем взрослым одеться в детские костюмы, а всем детям надеть смокинги.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: В чем для вас лично актуальность творчества Хармса?
Дмитрий Мульков, режиссер: Анна уже говорила о трагической судьбе Даниила Хармса. Несмотря на это, даже в самые последние годы жизни, которые были непростыми, Хармс продолжал писать, в том числе и детские, и праздничные стихи. Мне кажется, что сквозная тема его творчества и жизни для всех нас сейчас понятна и необходима.
Николай Растворцев, ведущий: Как вы думаете, что бы Хармс сейчас пожелал всем нам? Какое пожелание от вас будет телезрителям?
Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским Отделом Санкт-Петербургского музея Театрального и музыкального искусства: Наверно, какого-то другого года в 2023 году.