Как не допустить в Петербурге повторения туринской трагедии, беспорядков на Манежной 2002 года и ленинградского футбольного бунта 1957-го? Репортаж Павла Никифорова.

Юрий Зинчук, ведущий: «Но начинаем мы с события, которое сейчас обсуждает, ну, думаю, как минимум половина мужского населения страны. Я имею в виду итоги только что закончившегося футбольного матча между сборной России и сборной Чили. Для нас, для Петербурга этот матч интересен еще и тем, что это была последняя репетиция для нашей сборной перед Кубком конфедераций, который пройдёт, в том числе, и в нашем городе. Уже чувствуется приближение этого грандиозного праздника мирового футбола. Например, сборная Новой Зеландии приземлилась в пятницу днём в Пулково. В ближайшие дни они проведут первую тренировку. И 17-го июня боевое крещение наша сборная пройдет на новом стадионе, на Крестовском острове. Который сейчас по требованию ФИФА носит название – "Санкт-Петербург". У нашей сборной есть шанс на победу. Ведь в мировом рейтинге мы занимаем 63 место. А Новая Зеландия – 95-е. Но нашу сборную ругать сейчас модно. Мы не будем присоединяться к этому хору недовольных голосов. Пусть сначала наши футболисты что-нибудь сделают, а мы уж потом будем их, в зависимости от результата, ругать или хвалить. Сейчас важнее другое. Большой футбольный праздник приходит в наш город. Но вслед за ним приходит и большая ответственность. Безопасность на стадионе – порой это в буквальном смысле вопрос жизни и смерти. Скрупулёзный анализ этой темы провёл наш Обозреватель Павел Никифоров».

Павел Никифоров, корреспондент: «3 июня. Финал Лиги чемпионов, мадридский "Реал" против "Ювентуса". В Турине на площади Сан-Карло организовывают трансляцию матча, за которой наблюдают десятки тысяч болельщиков. Кто-то из нерадивых фанатов бросает под ноги петарду. Еще пару лет назад — это лишь вызвало бы недовольство в толпе, но теперь небольшой хлопок провоцирует настоящую панику».

Испугавшись хлопка, люди стали разбегаться в разные стороны. Кто-то успел выбраться, а кто-то оказался на земле. Как итог — погиб один ребенок и полторы тысячи пострадавших. В середине июня подобные футбольные трансляции, как в Турине, будут проходить ежедневно в нашем городе. И справятся ли петербуржцы со своими эмоциями, болея за сборную России на Кубке Конфедераций? С доктором психологических наук Михаилом Бендюковым мы встретились как раз на месте будущей фан-зоны — Конюшенной площади.

Михаил Бендюков, доктор психологических наук: «Толпа — это такой ребенок-великан лет примерно пяти. И, соответственно, он так себя и ведёт. У него длинные руки, огромные мускулы, но при этом еще нет воспитания. Немножко он может себя контролировать, ну насколько пятилетний ребенок может себя контролировать».

И этот пятилетний ребёнок-великан вышел из себя в 2002 году. Москва, Манежная площадь, трансляция матча Чемпионата мира между Японией и Россией.

После пропущенного мяча от японцев собравшаяся толпа начинает громить всё вокруг. В ход идут коктейли Молотова и стеклянные бутылки. Десятки перевернутых и сожженных машин, сотни разбитых витрин и погромленных ресторанов в округе Кремля.

Михаил Бендюков, доктор психологических наук: «Это, конечно, было неслучайное событие, а социальный эксперимент…».

Тут нужно расшифровать. Эксперимент был в том, что за порядком следили в сотни раз меньше людей, чем было болельщиков, а главное – была разрешена продажа алкоголя. В этот раз подобных просчетов допустить не должны. В петербургском ЗакСе уже приняли закон по ограничению продажи алкоголя на время проведения Кубка Конфедераций.

Алексей Макаров, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «В день матча и в день предшествующий матчу на расстоянии 2 километров от входа на стадион будет запрещена алкоголя в стеклянной таре, особенно подчеркиваю, что речь идёт именно о стеклянной таре и о 8 днях».

Тема безопасности во время матчей и их трансляций сейчас чуть ли не главная во всём Петербурге. В университете информационных технологий ИТМО прошла защита диссертации, посвященная безопасности внутри футбольных стадионов. Василий Бойчук написал программу, которая отслеживает посты в социальных сетях и с большой долей вероятности может спрогнозировать агрессивное поведение болельщиков. Эта программа вызвала такой интерес в научном мире, что Василию пришлось защищаться на английском языке.

Василий Бойчук, выпускник Университета ИТМО: «Мы собираем информацию до начала матча, во время и после. Основная часть данных собирает до и во время матча. Мы используем гео-привязку. Собираем данные, которые люди публикуют во Вконтакте и Инстаграме и на основе этой информации выстраивается прогноз: будет ли зажжен файер на трибунах во время матча, произойдёт ли драка. Чтобы оперативно вмешаться и предотвратить эти экстремальные ситуации».

Надеемся, что эту программу начнут применять и на арене «Санкт-Петербург», на месте которой — на стадионе имени Кирова — 14 мая 1957 года произошёл первый в истории отечества настоящий футбольный бунт. «Зенит» – «Торпедо», 2 тайм, в наши ворота залетает пять мячей. Разъяренные плохой игрой команды ленинградские болельщики выбежали на поле, а успокаивать взбунтовавшуюся толпу прислали курсантов.

Лев Лурье, историк: «Это послевоенное время, стадион большой — 70 тысяч человек. Разрешают выпивать, поэтому довольно много нетрезвых людей. Как бы не относились сегодня к футбольным фанатам, у них есть определенный кодекс поведения, а здесь все атомизированы, то есть в лучшем случае они пришли с ребятами из своего цеха. В основном, это простые рабочие, о чём видно по составу судимых. Пять раз проигрывает "Зенит" подряд, действительно играет позорно на фоне "Торпедо"».

Все эти факторы и привели к майскому бунту, который по чистой случайности не закончился трагедией для всего города. А вот крупнейшее спортивное событие в истории современного Петербурга — «Игры доброй воли – 94» – прошли без эксцессов, хотя и безопасность на них была достаточно примитивной. Мы встретились на Крестовском острове с человеком, который возглавлял службу безопасности на тех играх — Николай Полунин одновременно с ностальгией и удивлением вспоминает то событие.

Николай Полунин, подполковник ФСО в отставке: «Конечно, защита в то время была в несколько упрощенном виде. Ну, в частности, вот у меня сохранился тот бейдж, который мне вручали тогда. Полунин Николай, безопасность, руководство».

В этот раз — и во время матчей Кубка Конфедераций и, тем более, через год на Чемпионате мира — защита будет в разы сложней, продуманнее и технологичнее. Но это не отменяет того, что обычная петарда может вызвать панику в толпе, а узкий проход на станции метро — давку. Поэтому город решил пойти на достаточно радикальные, но при этом необходимые меры.

– Весь Крестовский будет перекрываться или только часть?

Иван Краснов, советник председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности: «Практически, да, весь. Вводится транспортный период, пересечь который смогут либо клиентские группы FIFA, либо люди, которые живут или работают на острове».

Кубок Конфедераций должен стать не только репетицией предстоящего Чемпионата мира, но прежде всего, праздником для петербуржцев и болельщиков со всего мира. И не повторится ли Турин, ленинградский футбольный бунт или Манежная площадь — зависит не только от силовиков и организаторов, но и от нас с вами, рядовых болельщиков.