Юрий Зинчук, ведущий: «И еще одно событие, которое мы не могли оставить без внимания. День рождения нашего Александра Сергеевича Пушкина. Ему бы на этой неделе стукнуло 218 лет. Мне кажется, что Пушкин очень ярко и органично вписался бы в нашу эпоху. Мне представляется, что он активно присутствовал бы в соцсетях, мог вести свою страничку с огромным количеством подписчиков, давал бы интервью на телевидении, например, программе "Пульс города". Почему? Потому что Пушкин всегда во все эпохи становился частью истории нашей страны. Независимо от государственного строя и идеологии. Вот давайте посмотрим, как менялся образ Пушкина за эти 218 лет».

ПУШКИН – ГЕНИЙ

Пушкин был первым русским поэтом, про которого ещё при жизни говорили: он – гений.

ПУШКИН – ГЕРОЙ

Образ Пушкина как трагического героя достигает непостижимых вершин после лермонтовского «Погиб поэт! – невольник чести». Причём через несколько часов после его смерти, когда в рукописных списках «На смерть поэта» читал весь Петербург.

ПУШКИН – БОГ

Обожествление Пушкина начинается сразу же после слов Аполлона Григорьева: «Пушкин – это наше всё…». Его имя становится в один ряд с такими архетипическими понятиями, как «добро», «зло», «свой», «чужой».

ПУШКИН – БОРЕЦ

Сформированный советской идеологией образ – один из самых прочных и в то же время неправильных стереотипов пушкинского творчества. Очень кстати пришлись строки про «обломки самовластья, на которых напишут наши имена» и любовь Сталина к его поэзии. Пушкина Сталин назвал «гигант художественной мысли, которого мог родить только русский народ».

ПУШКИН – ПАМЯТНИК

Только Ленин обогнал Пушкина по общему количеству посвященных ему памятников, улиц, площадей, проспектов, парков и даже станций метро.

ПУШКИН – АКАДЕМИК

Академично и политкорректно отредактированный Пушкин вошел в дом каждого советского интеллигента, неотъемлемой частью которого считалось наличие всех 16-ти томов в 20-ти книгах в коричневом переплёте, издания Академии наук. Отсутствие этого издания в домашней библиотеке приравнивалось к проявлению глубочайшего нравственного падения и невежества.

ПУШКИН – БРЕНД

Майки, кепки, чехлы для телефонов, кулинарные блюда, алкогольные напитки – целая индустрия брендов. Имя Пушкина, кстати, пока никто не запатентовал. Ведь нельзя запатентовать Солнце! Тем более, если это Солнце русской поэзии.

 Но у каждого из нас есть свой Пушкин. И это самый правильный и самый точный образ из всех, о которых мы знаем и о которых нам рассказывали на уроках литературы.