Как маэстро справляется с волнением на сцене и с какими произведениями у него ассоциируется Петербург? Большое интервью «Пульс города».
Юрий Зинчук, ведущий: «И в заключении мы предлагаем интервью с очень интересным человеком, блистательным музыкантом, который покорил не один город своим творчеством. Но к Петербургу у него всегда особенное отношение. Почему? Спросим об этом у народного артиста России – Дениса Мацуева».
Юрий Зинчук: «Денис, скажите, пожалуйста. Выступление в Петербурге – для вас это какое-то обычное событие в гастролях? Или нечто особенное?»
Денис Мацуев, пианист: «Конечно, особенное. Здесь находятся два моих очень близких друга. И два гения классической музыки. Это Юрий Хатуевич Темирканов и Валерий Абисалович Гергиев. Петербургу безумно повезло, что эти два могикана живут в одно время здесь. Конечно, я не пропускаю ни одного года, чтобы неоднократно выступить и с тем, и с другим. Больше, конечно, с Валерием Абисаловичем, у которого огромное количество проектов, мы переиграли огромное количество концертов. 32 разных концерта мы сыграли. Юрий Хатуевич тоже гуру. Это старший мэтр, для меня общение с каждым из них – это огромный мастер-класс, как на сцене, так и в жизни. Сегодня у нас другой совершенно проект»
Юрий Зинчук: «Я хотел спросить: почему друг джаз?»
Денис Мацуев: «Джаз – это абсолютно поставленная на ту же ступень музыка, что и классическая. С детства, мой папа, мой педагог, композитор, пианист и джазовый пианист – записи я слушал с самого детства. И умел импровизировать».
Юрий Зинчук: «Джаз – он что позволяет высказать? Какие чувства, эмоции и смыслы?»
Денис Мацуев: «Помните фильм "Мы из джаза", когда Щербаков говорил: Что такое импровизация? – Полёт твоей души. – Так бы сразу и сказали. И он начал импровизировать. Это чувство свободы, конечно же. Это очень помогает и в классической музыке, и в жизни тоже. Озарение, какой-то неожиданный поступок – это тоже джаз. Мало того, и Гергиев, и Темирканов – я их называю великими джазменами. Когда мы находимся на сцене, мы импровизируем. Конечно, без изменения текста. Они предвкушают моё движение, а я предвкушаю их. И этот водоворот – это чистая импровизация. Ради таких водоворотов – энергетических, непредсказуемых, я и выхожу на сцену».
Юрий Зинчук: «Петербургская публика. Многие говорят об её особенности. Если сравнивать её с характером человека – какой это человек?»
Денис Мацуев: «Во-первых, она главный критик. Я играю для публики, я не играю на публику, я играю для публики. Если нет публики, нет ничего. Кто-то говорит, что питерская публика более холодная, чем московская – это абсолютно неправда. Это слух, может быть, запущенный москвичами. Питерская публика – у нас с ней роман больше 20 лет. И это всё случилось не сразу, безусловно. Это как ухаживание за девушкой. Чтобы твои чувства были правдивые, на это нужно время. Доказывать свою любовь. Но если это произошло, это уже надолго».
Юрий Зинчук: «Петербург – вы же любите этот город! С какими произведениями у вас ассоциируется Петербург?»
Денис Мацуев: «В первую очередь приходят в голову те первые произведения, с которыми ты вышел на сцену. Моцарт, Концерт номер 17. Третий концерт Рахманинова, который мы сыграли первый раз с Гергиевым. И рапсодия на тему Паганини Рахманинова, который мы сыграли с Темиркановым».
Юрий Зинчук: «То поколение, которое сейчас идёт вслед за вами, чем отличатется? Мне кажется, это поколение гаджетов, компьютерных игр, youtube – кто они?»
Денис Мацуев: «Уникальность этого поколения, помимо того, что они обладают удивительным талантом, они успевают всё, они успевают почитать книгу, сходить в кино, позаниматься спортом, владеют любыми компьютерными технологиями, несколькими иностранными языками, уникальное чувство юмора, и самое главное – какое-то удивительное, не по годам зрелое отношение к жизни и к концертам. Они умеют скрывать своё волнение на сцене».
Юрий Зинчук: «А вы не так выходили в детстве?»
Денис Мацуев: «У меня особый случай – я никогда не волнуюсь. Моё волнение выражено в огне внутреннем. У меня всё кипит, я хочу быстрее выскочить на сцену, добраться до рояля, выплеснуть всё, что у меня есть».
Юрий Зинчук: «Дайте мне совет: я – родитель вундеркинда. Вы – мастер. Дайте мне совет, как ему достичь таких высот».
Денис Мацуев: «Если родители – музыканты, легче. Конечно, нужно говорить правду. Это полная неизвестность, это каторжный труд, никаких гарантий. И если нет большого таланта, способностей, но родители хотят этого, здесь надо резать по живому. Это больно, но будет ещё больнее, если они свяжутся с этой историей, но останутся ни с чем».
Юрий Зинчук: «Раз мы заговорили про 21 век. Ваше мнение как маэстро. Вот многие пользуются гаджетами, приложениями. Вы можете что-нибудь чуть-чуть наиграть, может быть джазовое, и сказать – это не заменит настоящий инструмент?
Денис Мацуев: «Нет, нет! Я даже не буду к этому прикасаться. Я вам скажу почему. Я человек виртуальный, очень активен в социальных сетях. Как в шутку здесь можно сыграть, конечно. Это хохма, понимаете? Главное, чтобы люди не почувствовали серьёзность в этом. Это большая опасность. После этого никогда нельзя будет перейти на настоящий звук. Прикосновение к настоящему живому инструменту, это звук, это погружение пальца в клавишу, огромная градация нюансов: от пяти пиано до пяти форте – после этого можно просто забыть про это. Это хорошо как прикол, как какое-то развлечение, как хохма, как игрушка – это да. Но это ни в коем случае нельзя рассматривать профессионально. Так что мы закрываем».
Юрий Зинчук: «Продолжите после меня следующую фразу. "Я – Денис Мацуев. Каждое утро встаю, иду, падаю, трачу силы, нервы, рву сердце, ради того, чтобы…».
Денис Мацуев: «Во-первых, я – Денис Мацуев, я встаю, я лечу, я еду в зал, репетирую, играю концерты ради того, чтобы донести до сердца слушателей мои переживания. И я делюсь своими мыслями, своей любовью, своими сомнениями, импровизациями, своей энергетикой, сибирской закалкой, меланхолией, романтизмом – ради этого я каждый день практически выхожу на сцену в любой точке мира. Я преклоняюсь перед каждым, кто приходит в зал, потому что классическая музыка сейчас в данный момент является очень полезным терапевтом и миротворцем».