В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Родоманова, руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии.

Ксения Бобрикова,ведущая:
Традиционно 12 сентября проходит Крестный ход, и мы надеемся, что в 2021-м году он состоится, а какие ещё мероприятия запланированы к этой великой дате?
Наталья Родоманова,руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии:
12-е сентября – это кульминация торжеств. Петербург становится центром празднования 800-летия. Мы знаем, что отмечаться это событие будет очень широко по всей России. Для Петербурга 12-е сентября день особый. До революции он был выходным. В этом году 12-го сентября мы с умеренным оптимизмом ожидаем, что будет возможно проведение Крестного хода, будут торжественные богослужения, будет особый большой концерт, но у нас весь год посвящён этой дате, он насыщен самыми разными событиями.
Тимофей Зудин,ведущий:
Наталья Олеговна, давайте расскажем, когда князь был канонизирован и почему.
Наталья Родоманова,руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии:
Как известно князь скончался, возвращаясь из поездки в Орду, где он смог, благодаря своим выдающимся дипломатическим способностям, получить определённые преференции для русичей. Он заболел и скончался по дороге во Владимир, там, где он княжил в то время в городе Городце. Это случилось в 1263-м году. Почти сразу после его кончины начинается почитание великого князя. И где-то через 100 лет, в 1380-м году, его праправнук Дмитрий Донской одерживает победу на Куликовом поле. И говорят, что это было не случайно, накануне этого события мощи были обретены. Они поднимаются из того места, где были захоронены, и пишется житие. Начинают собирать многочисленные свидетельства о чудесах, происходящих около гробницы святого князя, которая находилась тогда во Владимире. Позже на Московском соборе митрополитом Макарием в 1547-м году благоверный великий князь Александр становится общероссийским почитаемым святым. Он канонизирован как святой для всей полноты Русской церкви.
Ксения Бобрикова,ведущая:
С какими просьбами к нему обращаются обычно люди, с какими чаяниями?
Наталья Родоманова,руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии:
Александр Невский — и князь, и полководец, и мудрый дипломат, и святой. Мы знаем Александра Невского как покровителя воинства, как покровителя России, как покровителя дипломатов. С тех пор как его мощи были возвращены в лавру в 1989 году в Троицкий собор, мы видим непрекращающиеся потоки паломников. Я думаю, что все, кто носят мужественное имя Александр, понимают и чувствуют его как своего небесного покровителя и обращаются к нему с самыми разными просьбами. Люди могут просить и мужества, и мудрости, и верности в вере, и отваги в каких-то своих делах. И, я уверена, что люди чувствуют эту благодатную помощь.
Тимофей Зудин,ведущий:
Почему именно Александр Невский был выбран небесным покровителем Петербурга?
Наталья Родоманова,руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии:
Для Петра Первого было важно, чтобы была зафиксирована его преемственность от Рюриковичей, для него был очень важен этот образ князя — непобедимого полководца, у которого не было ни одного поражения. Поэтому именно в это время, когда Пётр Первый одерживает победу над шведами, и именно этот князь, который на этих же землях много веков назад одерживал такие же победы, мы знаем и Невскую битву, благодаря которой он получил своё прозвище – Невский, и победу на Чудском озере над рыцарями Ливонского ордена.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Наталья Олеговна, почему в своих молитвах мы обращаемся к князю Александру Невскому, хотя он перед смертью принял монашеский постриг и у него было имя Алексей, почему не к Алексею?
Наталья Родоманова,руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии:
Это византийская традиция, которая была усвоена Русской православной церковью, когда правящие князья принимали перед кончиной схиму. И известно благодаря житию и оставшимся свидетельствам, что князь, понимая, что он уходит, принял вот этот самый высокий чин монашества – схиму и пробыл практически только один день как монах, но тем не менее до XVIII века его писали на иконах в монашеском облачении. Для Петра Первого важно было подчеркнуть другое. С XVIII века мы видим великого князя с атрибутами княжеской власти и воинского искусства, но он по-прежнему остаётся для нас защитником веры, поэтому он благоверный князь и продолжает таким быть.